На юбилейном XV Томском инновационном форуме «Энергия инновационного развития» (22–23 мая) состоится технологическая сессия «Ядерная медицина: от исследований к технологиям и рынку»
Один из участников дискуссии – Сомасундарам Субраманиан, директор Евразийской федерации онкологии.
– Доктор Сома, какие задачи призвана решать ядерная медицина в области онкологических заболеваний?
– Ядерная медицина наиболее широко применяется в кардиологии и онкологии, а также в других разделах медицины. Её используют на всех этапах диагностики, лечения и дальнейшего наблюдения пациентов. Среди задач, решаемых ядерной медициной в онкологии, – выявление опухолей, вторичных изменений (метастазов) и рецидивов, определение степени распространённости опухолевого процесса, дифференциальная диагностика, оценка эффективности противоопухолевой терапии и само лечение опухолевых образований.
На современном этапе онкология не может существовать без разработок ядерной медицины. Более того, онкологическое учреждение не может считаться современным научным онкологическим центром должного международного уровня, если пациенты этого учреждения не имеют доступа к технологиям ядерной медицины.
– Знакомы ли Вы с ситуацией в области ядерной медицины в России? Как бы Вы её охарактеризовали?
– Российская Федерация – ядерная держава, при всех своих потенциалах недостаточно использующая ядерные технологии в медицине. Даже западные страны активнее пользуются разработками российских учёных, чем мы. По данным МАГАТЭ, показатель обеспеченности радиационными диагностическими исследованиями в России в шесть раз ниже, чем в США, в три раза ниже, чем в Японии и Австрии. По обеспеченности методом ОФЭКТ (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) Россия значительно отстаёт от США, где этот показатель в 50 раз превышает аналогичный в нашей стране. К тому же большая часть оборудования серьёзно устарела.
Например, 90% сканеров для проведения исследования функции почек произведено до 1990 года. По состоянию на 2012 год в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Магнитогорске функционировало 8 центров позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и 4 отделения ПЭТ, где было установлено 24 ПЭТ томографа. Ещё около 40 центров находятся на различных стадиях подготовки и запуска. Некоторые из них открываются в этом году. По оценке экспертов, для достижения заметного экономического и социального эффекта необходим 1 ПЭТ сканер на 1 миллион населения.
Таким образом, России требуется дополнительно установить ещё около 90 ПЭТ/КТ сканеров. Что касается радионуклидной терапии, ситуация в стране также неутешительна. Инновационное развитие отечественной фармацевтики способно значительно расширить терапевтические возможности радионуклидной терапии.
В России в настоящее время функционирует только 4% «активных» коек от требуемого количества, что существенно ограничивает возможности лечения нуждающихся пациентов. Мы должны срочно устранять этот разрыв, если хотим занимать равные позиции по этим вопросам с мировым медицинским сообществом.
– Какие основные барьеры, препятствующие развитию ядерной медицины?
– Я вижу две серьёзные базовые проблемы. Во-первых, существует технологическое отставание российской медицины. Зачастую наши медицинские центры не способны обеспечить пациентам выдерживающие конкуренцию с иностранными клиниками диагностику, лечение, дальнейшее наблюдение и контроль заболевания. Это напрямую связано с другой важной проблемой. Сформировалось предвзятое отношение властей, учёных и пациентов к российским технологиям. Всё больше пациентов предпочитают лечение за границей. Необходимо срочно восстанавливать доверие к профессионализму и компетентности российской медицины.
Сокращению отставания России могут способствовать политическая воля и инвестиции. Для расширения возможностей российской ядерной медицины необходимо одновременно заниматься подготовкой квалифицированных кадров (врачей, среднего медицинского персонала, инженеров, техников и управленцев), оснащением медицинских учреждений, наращивать технологические и ядерные мощности, активнее использовать зарубежные и отечественные разработки. Поменять ситуацию в ядерной медицине в России крайне сложно, однако возможно при наличии адекватного контроля и управления, поскольку процесс уже запущен и необходима цепная реакция.