Эксклюзивное интервью вице-президента ЗАО "Русатом Оверсиз" Александра Мертена агентству "Интерфакс-Украина".
Вопрос. В июле Вы участвовали в заседании российско-украинского оперативного штаба по координации работ по сооружению завода ядерного топлива. Какие темы обсуждались?
Ответ. Это было второе заседание оперативного штаба, которое инициируется и проводится под председательством министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого. Не может не радовать то, что совместному российско-украинскому проекту уделяется пристальное внимание на таком высоком уровне. И это понятно - проект строительства завода по фабрикации собственного ядерного топлива позволяет говорить о реальной диверсификации его поставок на украинские атомные энергоблоки. Российская сторона, как со-акционер предприятия, считает для себя важным участие в работе штаба, и заинтересована в том, чтобы реализация проекта шла по графику.
Хочу отметить, что с созданием штаба многие вопросы стали продвигаться быстрее, в том числе - и предоставление СП статуса эксплуатирующей организации. При этом надо сказать, что должное внимание проекту уделяется и со стороны губернатора Кировоградской области, где будет построен завод. Он принимает активное участие в работе штаба и решает вопросы, которые находятся в компетенции региональной власти.
В ходе заседания штаба были рассмотрены текущие вопросы. Прежде всего, окончание работ по проектированию и передача проекта завода на государственную экспертизу. Часть оценки уже сделана, и в ближайшие дни ожидается получение экспертизы проекта в части подготовительных работ. Это позволит начать непосредственную подготовку к строительству.
Есть еще ряд нерешенных вопросов, которые касаются нормативной документации. Поскольку в Украине такой объект, как предприятие по изготовлению ядерного топлива, строится впервые, не хватает некоторых подзаконных актов.
Вопрос. Обсуждалась ли тема проведения дополнительной эмиссии?
Ответ. Так на заседании штаба обсуждалось обеспечение выполнения условий контракта на производство оборудования длительного цикла изготовления для фабрикации ядерного топлива. Обсуждалось и обеспечение будущего завода долгосрочным контрактом со стороны заказчика ядерного топлива – госпредприятия "НАЭК "Энергоатом".
Следующее заседание штаба намечено на 16 августа, и к этому сроку должны быть найдены ответы на поставленные вопросы.
Вопрос. Когда планируется начать физические работы на площадке?
Ответ. Август-сентябрь – это уже выход на площадку и начало работ. Сейчас все зависит от того, как быстро пройдет государственная экспертиза, сколько будет замечаний. Если они будут, то их передадут проектировщикам для быстрого устранения. Кроме этого, необходимо решить очень важный вопрос – выбрать генерального подрядчика строительства завода. Об этом также шла речь на заседании штаба. В связи с тем, что для Украины завод – первый объект по производству ядерного топлива, то мы со своей стороны передали все наработки, которые есть в ГК "Росатом" в части требований и подходов к генподрядчику такого строительства и работе самого акционерного общества. Не все они могут быть учтены в связи с особенностями национального законодательства Украины. Но мы их передали нашим коллегам, и, в том числе, с учетом наших рекомендаций Украина создаст свою нормативную базу по данному вопросу.
Вопрос. Существующее финансирование позволяет начать эти работы? К примеру, если вопрос с запланированной эмиссией затянется?
Ответ. Мы рассчитываем, что эта эмиссия будет осуществлена уже в текущем году. Кроме того, в ходе предыдущей эмиссии стороны перечислили по 80 млн грн в уставный капитал предприятия, поэтому деньги на начальный этап подготовительных работ уже есть.
В дальнейшем, исходя из финансово-экономической модели предприятия, после того как акционеры внесут средства в рамках эмиссии, будет рассмотрен вопрос привлечения кредитных средств. Финансово-экономическая модель завода позволяет с оптимизмом говорить о том, что любые серьезные банки будут готовы финансировать этот проект, потому что понятен рынок, понятен объем, понятна потребность в продукции этого завода. Проект завода коммерчески выгоден для акционеров.
Вопрос. Я правильно понимаю, что кредитное финансирование будет привлекаться у российских банков?
Ответ. Акционеры будут рассматривать разные варианты. Те банки, которые предложат наиболее интересные с экономической точки зрения условия, и будут нашими кредиторами. Это могут быть и украинские, и российские, и международные кредитные учреждения.
Вопрос. Куда направляются существующие деньги, которые уже получены от допэмиссии?
Ответ. Во-первых, это оплата всех работ по проекту строительства завода, средства от которых получают проектные организации.
Во-вторых, это оплата услуг по государственной экспертизе документов.
В-третьих, это финансирование текущей деятельности СП.
В-четвертых, это внесение предоплаты за производство оборудования длительного цикла изготовления, которое готово уже на 75%. Его изготовление идет с опережением графика, несмотря на то, что оплата по договору должна была произойти раньше. Российская сторона взяла на себя такие обязательства. Это было, в том числе, частью договоренностей между Эдуардом Ставицким и главой "Росатома" Сергеем Кириенко, когда они встречались в Санкт-Петербурге 27 июня. Поэтому российская сторона ни на минуту не останавливала производство оборудования, несмотря на отсутствие предоплаты. На июльском заседании оперативного штаба вопрос начала оплаты по договору был решен, поскольку проект завода готов, завершен и сдан в экспертизу.
В-пятых, вся работа, связанная с лицензированием, будет оплачена из этих денег.
В-шестых, это начальное финансирование подготовительного цикла.
Вопрос. Я правильно понимаю, что на первых этапах сооружения завода будут привлекаться российские специалисты, или предусмотрена модель, когда украинские специалисты будут проходить стажировку на российских предприятиях для дальнейшей работы на объекте в Украине?
Ответ. И то и другое. Напомню, что российский "ТВЭЛ" является акционером завода, и мы заинтересованы в эффективной работе этого предприятия. В этой связи у нас существует договоренность, что с осени следующего года мы будем приглашать на стажировку на наши предприятия украинских специалистов, которые будут работать на будущем заводе. К примеру, на Новосибирский завод химических концентратов (НЗХК, входит в состав топливной компании "ТВЭЛ"). Там они пройдут полный курс подготовки, обучения, изучения технологий производства. То есть, пока будет вестись стройка, мы подготовим технических специалистов с украинской стороны. На момент монтажа, физического пуска установки и изготовления первых сборок в Украине, естественно, будут находиться для оказания технологической помощи российские инженеры, специалисты "ТВЭЛ". Они помогут своим украинским коллегам нарабатывать необходимые референции.
Вопрос. Касаемо достройки Хмельницкой АЭС. Если я правильно понял слова министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого, то уже найден компромисс относительного того, что станция будет достраиваться на старых конструкциях?
Ответ. Заказчиком проекта выступает НАЭК "Энергоатом", который курирует украинское министерство энергетики. Так что российская сторона будет следовать пожеланиям заказчика, исходя из конкурсного предложения и своих возможностей, но, безусловно, с учетом постфукусимских наработок и требований украинского регулятора.
Технология строительства понятна, в компетенции компании НИАЭП-АСЭ ("Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" - ИФ) никто не сомневается. У компании большой опыт сооружения таких объектов, в том числе, с использованием уже существующих конструкций. В каком объеме эти конструкции будут использоваться, в каких технических решениях с точки зрения дополнительных элементов пассивной и активной безопасности это будет выполнено – сейчас, как раз, решают специалисты. Учитывая мнение и требования ГИЯРУ, мы по запросу НАЭК "Энергоатом" предоставили свои концептуальные предложения. Они должны устраивать как наших украинских коллег и заказчиков, так и нас, как поставщика безопасных атомных технологий. Для нас важно построить блоки абсолютно безопасные, референтные и качественные, которые будут работать долгие годы, и обеспечивать энергобезопасность Украины.
Вопрос. Перейдем к теме создания двух СП в сфере обогащения и энергетического машиностроения. Насколько я понял, украинская сторона уже определилась с теми объектами, которые будут проходить оценку. Это "ВостГОК" и другие, входящие в ГК "Ядерное топливо", объекты, а также обособленное подразделение "Энергоатома" - "Атомэнергомаш" и "Турбоатом". Какие объекты будут оцениваться с российской стороны в части их возможного вхождения в СП по машиностроению?
Ответ. Это объекты, входящие в машиностроительный холдинг "Росатома" – "Атомэнергомаш". Рассматриваются "ЗИО" (ОАО "Подольский машиностроительный завод" им. Орджоникидзе - ИФ), инжиниринговая компания "ЗИОМАР" и другие предприятия.
Мы обсудили с украинскими коллегами все те активы, которые российская сторона предполагает внести в СП. Если работа в этом направлении у нас пойдет активно и качественно, будет решен вопрос по тем активам, которые наши партнеры внесут в это СП, и если среди них окажется "Турбоатом", то у нас есть программа, предполагающая развитие будущего СП в части новейших технологий для производства турбин нового поколения.
Напомню, что планируется создание на паритетной основе двух совместных предприятий: в области обеспечения топливного цикла и в области энергетического машиностроения. Сейчас начался процесс оценки этих активов независимым оценщиком Deloitte & Touche. Российская сторона уже передала информацию об активах, которые предположительно могут быть внесены в СП. После их оценки мы с нашими украинскими партнерами сядем за стол переговоров и будем обсуждать, какие активы и в какой конфигурации мы должны внести в то или иное совместное предприятие для достижения паритета.
Вопрос. Когда оценка может быть завершена?
Ответ. Согласно договору с момента передачи всей исходной информации – это 2-3 месяца.