Более 50 глав государств соберутся в Гааге в марте 2014 года, чтобы обсудить вопросы ядерной безопасности и противодействия терроризму. О повестке грядущего саммита, о роли России как крупнейшей ядерной державы нашей Компании рассказал организатор саммита с голландской стороны, посол Пит де Клерк (ВИДЕО)
- Будет ли обсуждаться пример Фукусимы и будут ли даны какие-то рекомендации?
- Это хорошо, что вы задали такой вопрос. Он дает мне возможность подчеркнуть различия между двумя видами ядерной безопасности. Это различие очень четко прослеживается в английском языке - не знаю, можно ли провести такую грань в русском. Есть ядерная безопасность применительно к различным авариям на ядерных объектах. И есть в более широком понимании - ядерная безопасность применительно к каким-то злонамеренным актам и действиям, в частности, к терактам с использованием ядерных объектов и ядерных материалов. В ответ на ваш вопрос я могу сказать, что мы не будем рассматривать технические аспекты ядерной безопасности, связанные с такими ситуациями, как на Фукусиме. Но мы будем рассматривать ту взаимосвязь, которая существует между двумя аспектами ядерной безопасности, физической безопасности, безопасности технической.
Могу привести такой пример. При аварии на ядерном объекте часто пытаются как можно скорее эвакуировать всех людей, заставить их покинуть место аварии. В то время как в случае инцидента с ядерной безопасностью в более широком смысле вы стараетесь оцепить объект, никого не выпуская с его территории для того, чтобы выяснить - кто же проник на его территорию и с какими террористическими умыслами. Необходимо рассматривать оба комплекса этих мер. Именно об этом будет идти речь на саммите. Мы будем говорить о необходимости интегрированного подхода к двум этим широким аспектам вопросов ядерной безопасности.
Безусловно, самая главная угроза связана с необходимостью противостоять ядерному терроризму. А для этого необходимо обеспечить более эффективную защиту ядерных материалов. Потому что наличие плутония или высокообогащенного урана уже само по себе создает угрозу попадания его в руки террористов. А в сочетании со способностью по производству ядерного оружия эта угроза лишь усиливается. Поэтому важное место в нашей работе занимают усилия по обеспечению защиты ядерных материалов и связанные с этим цели: повышение уровня сотрудничества между госорганами и представителями ядерной отрасли, а также более эффективное применение положений различных правовых инструментов, конвенций и так далее. Большое значение также имеют вопросы обучения и подготовки по вопросам ядерной безопасности и защиты ядерных материалов.
У нас сюда приехала группа из 12-13-ти экспертов высокого уровня, а также представителей госорганов из Нидерландов. И мы обсуждали с российскими партнерами важные моменты, связанные с подготовкой к третьему саммиту по ядерной безопасности. В России одна из самых масштабных ядерных программ. Зависит, конечно, от того, с какими мерками подходить, можно, наверное, назвать ее и самой крупной. Безусловно, Россия является одним из ключевых игроков в области обеспечения ядерной безопасности.
- Какие европейские страны вносят наибольший вклад в общемировую ядерную безопасность?
- Хочу сказать, что многие страны, не только европейские, но и страны других регионов, играют активную роль в подготовке к предстоящему саммиту, пытаясь обеспечить включение в повестку дня каких-то конкретных животрепещущих вопросов. В частности, Великобритания достаточно активно выступает за рассмотрение вопросов, связанных с информационной безопасностью. Я мог бы привести и другие примеры. Но важно не подчеркнуть роль каких-то отдельных стран, а признать то, что международное сотрудничество в области ядерной безопасности дает нам возможность чему-то научиться друг у друга, дает нам возможность провести взаимную оценку. Мы выступаем за активное использование такой оценки систем ядерной безопасности, существующих в разных странах. Это то, что делается, в частности, под эгидой МАГАТЭ в Вене. Мы - сторонники того, чтобы активнее использовать услуги МАГАТЭ. И на основе взаимных обменов, взаимной оценки получать возможность совершенствования существующих систем».