Как ранее сообщалосьexternal link, opens in a new tab, в рамках 57-й сессии Генеральной конфереции МАГАТЭ представители России заявили о готовности поставлять топливо для исследовательского реактора им. Жюля Горовица во французском ядерном центре в Кадараше. Подробности рассказал в интервью электронному изданию AtomInfo.Ru представитель департамента по ядерной энергии комиссариата по атомной энергии Франции Паскаль АНЗЬЁ (Pascal Anzieu).
- Господин Анзьё, мы хотели бы поговорить с Вами о реакторе "Jules Horowitz" (JHR).
- Спасибо. Итак, JHR - это исследовательский реактор. Он не предназначен для производства электроэнергии. Его основная функция - способствовать проведению исследований нового топлива и материалов. Это так называемый материаловедческий реактор.
У нас во Франции уже есть похожий реактор OSIRIS. К сожалению, это достаточно старый аппарат, и в ближайшее время - где-то в течение четырёх лет - нам придётся его остановить.
Поэтому мы нуждаемся в новом реакторе, в связи с чем на стадии строительства у нас находится реактор JHR. Мы строим его на юге Франции, на площадке ядерного центра Кадараш. Мы рассчитываем на пуск JHR в 2019 году.
- Пожалуйста, пару слов о физике реактора, теплоносителе…
- Это более-менее классический легководный реактор бассейнового типа с тепловым спектром нейтронов. В первом контуре мы имеем принудительное охлаждение водой. Есть второй контур с внешним тепллообменником.
- Воздушным?
- Нет. У нас есть пруд-охладитель, для этого сейчас на площадке вырыли отводной канал от ближайшей реки.
Что касается безопасности, то это очень современный реактор. По сравнению с аналогичными реакторами его безопасность значительно улучшена. Мы предусмотрели возможность отвода остаточного энерговыделения с помощью воздуха. Это дополнительное средство на случай тяжёлой аварии.
Кроме того, мы серьёзно подошли к вопросу обеспечения сейсмической устойчивости конструкции. Всё реакторное здание целиком стоит на специальных сейсмоустойчивых опорах, чтобы избежать смещения здания в случае землетрясения. Если у вас есть возможность попасть на площадку в ближайшее время, то вы сможете убедиться сами, насколько это грандиозное сооружение.
- На юге Франции летом бывают сухие и жаркие дни, и периодически случаются пожары.
- Мы рассматривали возможную ситуацию с экстремальной температурой окружающей среды при проектировании систем охлаждения, в том числе и аварийного. Боюсь, сейчас я вам точно не смогу перечислить все принятые меры. Но, например, мы вырубили леса в окрестностях реактора в качестве противопожарной меры.
- Кадараш становится сейчас очень крупным, если не сказать крупнейшим, европейским научным исследовательским центром. Там будут JHR, ITER...
- А ещё и третий исследовательский реактор RES, предназначенный для исследования топлива и конструкционных материалов для морских двигательных установок.
Кадараш специализируется по исследованиям реакторов и реакторных технологий. У нас также есть центр Маркуль, основная задача которого - исследования в области топливных циклов. Там есть горячие лаборатории и другое необходимое оборудование, и мы планируем провести там изменения и увеличить количество исследовательских установок в будущем.
- А что насчет проекта "Flexblue"? Можно сказать, что площадкой для него также будет являться Кадараш?
- О нет, у нас нет моря в Кадараше.
- Ну, полчаса на машине, и уже Марсель.
- Нет, не думаю, Кадараш находится на 600 метров выше уровня моря и в 50 км от побережья. Уверен, во Франции не составит труда найти площадку под "Flexblue". Но вашу шутку я оценил.
- В понедельник прошла новсть о подписании соглашения между СЕА и "Росатомом" по вопросу поставки топлива для JHR. Сможете прокомментировать это?
- К сожалению, я не знаю содержания соглашения. Мы будем запускать JHR на топливе с обогащением выше, чем 20%.
- 27%?
- Да, это не секрет. Так получается, что мы работаем над усовершенствованным уран-молибденовым топливом, но оно ещё не готово для загрузки в реактор и нуждается в дальнейшей квалификации. Это топливо с большой плотностью по урану позволит снизить обогащение до уровня ниже 20%.
Но пока мы не можем сказать, что JHR будет пущен на низкообогащённом топливе, так как технология ещё не готова
С другой стороны, у нас есть консорциум по этому проекту, то есть JHR - это реактор не только СЕА. Кроме нас, там участвуют такие компании как EDF и AREVA, а также другие компании и организациииз Европы. Мы пытаемся заинтересовать и другие страны инвестировать и участвовать в проекте посредством различных соглашений.
Я могу предположить, не зная содержания сооглашения, что оно может касаться производства топливных элементов и возможности проводить эксперименты на реакторе.
- Какое топливо будет использовано для первой загрузки? U-Al?
- Нет, вариант уран-кремниевого топлива.