Энергосистема Беларуси находится на пороге существенных перемен: уже подготовлены предложения по реструктуризации и по демонополизации отрасли, есть планы по переходу от перекрестного субсидирования к более справедливой и прозрачной тарифной политике в отношении всех потребителей.
В настоящее время в отрасли активно ведется модернизация и строительство крупных энергетических объектов, самый значимый из которых - БелАЭС, решаются вопросы энергосбережения, повышения энергоэффективности, увеличения количества источников на местных и возобновляемых видах топлива, внедряются экологически чистые технологии.
Основным направлениям развития отрасли был посвящен XVIII Белорусский энергетический и экологический форум, завершившийся 18 октября. Подробнее о перспективах белорусской энергетики, в том числе о ее экологической составляющей, рассказал во время онлайн-конференции заместитель министра энергетики Михаил Михадюк.
Анатолий Иосифович, Минск: Есть вопрос, который интересен не только жителям Беларуси - это строительство атомной электростанции. Расскажите немного о ходе работ на площадке. Есть ли отставание от графика, потому что несколько раз называлась некая условная дата. Начало бетонных работ основного периода переносилось. Как ситуация обстоит на сегодняшний день?
Михаил Михадюк: Сегодня ход подготовительных работ к сооружению атомной электростанции идет в соответствии с графиком. Мы несколько дней назад провели очередной оперативный штаб, где подробно рассмотрели эти вопросы. Находимся в завершающей стадии по подготовке производственной базы, основные сооружения производственной базы для начала основной массы работ на площадке уже практически подготовлены. Эти работы в полном объеме будут завершены к концу года.
Что касается непосредственно площадки, то на ней также развернуты полномасштабно подготовительные работы в соответствии с законодательством и проектной документацией. Они тоже находятся в достаточно высокой степени готовности, чтобы развернуть работы непосредственно по сооружению основных объектов атомной станции.
Корр. БЕЛТА: Оба энергоблока будущей Белорусской АЭС планируется строить одновременно или по очереди?
Михаил Михадюк: Сегодня мы ведем подготовительные работы для сооружения обоих энергоблоков одновременно. Поскольку в соответствии с генеральным контрактом первый блок должен вводиться в эксплуатацию в 2018 году, второй - через полтора года, работы будут вестись одновременно с учетом задействования механизмов поставок оборудования. У нас есть соответствующие графики работ, которые определены генеральным контрактом.
Юрий Пустовой: Согласно контрактному графику, мы должны сооружать блоки один по отношению к другому с интервалом в 18 месяцев. Конечно, если есть возможность выполнять какие-то работы с опережением на предварительном этапе, то мы их выполняем для того, чтобы сделать для себя определенный задел. Однако существует график поставки оборудования, он очень точный и напряженный. И несмотря на то, что какая-то подготовительная работа велась под два блока параллельно, наступит этап, когда надо будет дожидаться оборудования, которое идет в графике поставки через 18 месяцев.
Корр. БЕЛТА: Много ли новых энергоблоков возводится сегодня в мире? Сколько из них строит "Росатом"?
Михаил Михадюк: Сегодня "Росатом" является мировым лидером по сооружению атомных энергоблоков. В настоящее время 31 страна мира эксплуатирует 434 ядерных энергоблока, в стадии строительства находится еще около 70 новых энергоблоков, из которых 29 возводится в Китае, 10 - в России, 7 - в Индии. Что касается Российской Федерации, то сегодня она сооружает блоки в Индии, Китае, Турции, подписаны также контракты на сооружение атомных электростанций во Вьетнаме, Бангладеш. Буквально в ближайшие дни делегация Бангладеш посетит строительную площадку Белорусской АЭС, где познакомится с нашим опытом.
Также БэлАЭС уже посетили коллеги из Вьетнама и Турции. Поэтому я считаю, что с выбором партнера мы не ошиблись. Мы строим референтный блок, это поколение 3+. Российская сторона тщательно взвесила то, что привело к аварии на Фукусиме, и в этот проект внесены соответствующие корректировки. Поэтому мы считаем, что наш проект самый совершенный с точки зрения полноценности комплексного набора активных, пассивных систем безопасности и в целом технологических решений. Он проверен жизнью. Опыт эксплуатации аналогичного энергоблока в Китае показал, что уровень надежности его самый высокий в мире. Поэтому мы сделали правильный выбор. Другая задача - качественно, экономно построить этот энергоблок, над чем мы и работаем сейчас.
Корр. БЕЛТА: Когда может появиться в Беларуси информационный центр по атомной энергии? Можно ли будет рядовым гражданам получить там полную информацию о Белорусской АЭС и ядерной энергетике?
Михаил Михадюк: На протяжении нескольких лет информационный центр работает в Островце. Его посетили уже более 6 тыс. человек. Сегодня с российской стороной мы работаем над тем, чтобы открыть информационный центр по атомной энергии в Минске. Уже есть соответствующе поручение, определенные договоренности. Думаю, что в следующем, 2014 году, мы создадим на базе учреждения образования "Республиканский центр технического творчества учащихся" такой информационный центр с помощью "Росатома".
Хочу отметить, что отсутствие такого центра в настоящее время вовсе не означает, что мы сегодня закрыты для средств массовой информации, населения - мы всегда готовы предоставить необходимую информацию, если она кого-то интересует. Сегодня очень много желающих посетить площадку атомной электростанции, и мы организуем такие туры как для СМИ, так и для общественных организаций с посещением информационного центра в Островце.
Евгения Федорович, Островец: Как российская сторона оценивает ход работ на площадке строительства АЭС? Нет ли отставания от графика?
Юрий Пустовой: Как руководитель представительства ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси и директор по строительству Белорусской АЭС могу сказать, что российская сторона оценивает ход работ на площадке как удовлетворительное. Отставания от графика на сегодняшний день нет. Планируется, что основные работы на площадке строительства АЭС начнутся в ноябре.
К работе допущены весьма квалифицированные строительные организации, которые выполняют производственные задачи, которые мы перед ними ставим. Все работы идут активно.
Корр. БЕЛТА: Кто сейчас контролирует качество работ на площадке строительства будущей АЭС: белорусы, россияне, международные эксперты?
Михаил Михадюк: У нас выстроена система контроля качества работ при сооружении Белорусской АЭС. Первое, конечно же, - это наличие специального подразделения у генподрядчика. Есть у нас соответствующий состав сотрудников Дирекции строительства атомной станции, который занимается именно приемкой работ, контролем качества, оформлением соответствующей документации. Кроме этого, в числе регулирующих органов - это наш Госпромнадзор и соответствующий департамент МЧС. Он тоже выполняет периодически плановые проверки за ходом работ. Также включены соответствующие органы госуправления, такие, как Стройнадзор республики и ряд других контролирующих структур.
Хочу сказать, что мы ежемесячно проводим штабы с участием первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, где качество работ постоянно рассматривается. Кроме того, распоряжением премьер-министра создана межведомственная комиссия, которая рассматривает эти вопросы и при необходимости, если есть нестыковки какие-то на межведомственном уровне, принимаются соответствующие решения.
То есть качество контролируют Госпромнадзор, Госатомнадзор, Стройнадзор, Дирекция строительства АЭС, непосредственно генподрядчик, то есть российская сторона, и соответствующие органы Беларуси. Юрий Пустовой: Поясню, как осуществляется контроль за сооружением атомной станции c российской стороны. Естественно, этот процесс многоступенчатый. Вначале мы доводим требование для белорусских компаний, предоставляем им перечень правил и рабочую документацию. То есть первый этап контроля осуществляется самой подрядной организацией.
На втором этапе представительство ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект" в Беларуси осуществляет выборочный контроль. Если возникают какие-то вопросы, то мы многократно все перепроверяем.
Третий этап: есть уполномоченная российская организация ОАО "ВПО "Зарубежатомэнергострой", она осуществляет контроль за важными системами и оборудованием, которые поставляются и монтируются на атомной станции. Здесь существует очень серьезная система, согласно которой составляются план контроля, график контроля и план качества. За выполнением каждой позиции в каждом документе очень тщательно следят.
Сергей Коваль, Островец: Юрий Алексеевич, чья техника сейчас работает на строительной площадке АЭС?
Юрий Пустовой: 95% техники, которая работает на площадке строительства будущей БелАЭС, - это белорусская техника. Из того, что мы привезли, - несколько единиц оборудования по нарезке арматуры, один башенный кран и уникальный, весьма дорогостоящий 750-тонный кран, который будет осуществлять монтаж особо тяжелого оборудования.
Корр. БЕЛТА: В последнее время на различных уровнях госуправления принято много решений, касающихся будущего энергосистемы Беларуси - скорректирована госпрограмма до 2016 года, ведется работа над новой концепцией энергетической безопасности, готовятся другие программные документы, которые повлияют и на структуру органов управления энергосистемой, и на ее конфигурации, состав. В двух словах, белорусская энергосистема через несколько лет - какой она будет? Что изменится в форме хозяйствования организаций и предприятий энергетики, какие новые виды генерации и источники генерации появятся и будут задействованы?
Михаил Михадюк: Энергосистема и Минэнерго в целом работает в рамках государственной программы развития белорусской энергосистемы. В соответствии с поручением главы государства мы ее оптимизировали, постановлением правительства эта оптимизация принята. Она касалась в основном ввода некоторых объектов и других моментов, но мы не изменили качественных показателей, которые были заложены в первоначальную программу. Это касается ее эффективности, то есть мы в соответствии с программой более 1,3 млн.тут должны сэкономить в целом за пятилетку, снизить на 25-30 г удельные расходы топлива на выработку 1 кВт.ч и снизить износ основных фондов до 40%. Эти качественные показатели сохранились, главная цель нашей программы, которую мы реализуем в эту пятилетку, - повышение эффективности работы белорусской энергосистемы. Мы уже ввели за 2011-2012 годы и первое полугодие 2013 года 705 МВт новых генерирующих и высокоэффективных мощностей, всего в планах до конца пятилетки ввести 1871 МВт. При этом будут выводиться старые мощности, которые морально и физически изношены. Хоть они и находятся в рабочем состоянии, но они не эффективны ввиду своих технических параметров, так как потребляют много топлива на выработку кВт.ч. Мы оптимизировали состав выводимых мощностей с учетом планируемого ввода первого энергоблока, для того чтобы обеспечить резервирование в случае отказов энергоблока или при необходимости остановок первого и второго энергоблока атомной электростанции.
Что касается будущего энергосистемы, хочу сказать, что сегодня энергосистема хоть и является многофункциональной структурой, но вместе она технологически сложная, поэтому, занимаясь совершенствованием ее структуры управления, мы постарались не навредить. Подходы, которые сегодня закладывали в программу, - это в первую очередь разделение энергопроизводства по видам деятельности: производство и передача, воспроизведение и сбыт электрической и тепловой энергии. Это позволит нам обеспечить прозрачность затрат по видам деятельности и, конечно, в перспективе обеспечить конкурентность, потому что конечная цель этой реформации - создание оптового рынка. И это связано не только с потребностью внутри страны, это снижение затрат с теми международными обязательствами, которые взяла на себя Беларусь, участвуя в создании общего рынка.
Мы предполагаем передать в прямое подчинение "Белэнерго" 12 электрических станций высокого давления. Это будет способствовать централизации финансов на развитие этих объектов, повышению эффективности использования этих финансов путем определения приоритетных направлений развития каждой станции. Вторым этапом рассматриваем создание передающей компании, это будет государственная компания. Это общемировая практика для прозрачности затрат на передачу электрической энергии. Такие же процессы происходят в странах СНГ, многие уже опережают нас в этом плане.
Все эти преобразования также будут способствовать созданию более благоприятных условий для привлечения внешних прямых инвестиций в отечественную энергетику и диверсификации поставок энергии и энергоресурсов в Беларусь.
Также одним из пунктов в наших планах является реструктуризация органов системы Энергонадзора. Сегодня Энергонадзор осуществляет надзор не только за работой энергосистемы, а в первую очередь за технической эксплуатацией электроустановок у потребителей. Он находится в подчинении областных энергосистем, а мы считаем, что надо создать отдельную независимую структуру в составе Минэнерго. Это повысит качество работы этой структуры. Это тоже мировая практика.
Это коренные преобразования, основная их задача - обеспечить надежность работы белорусской энергосистемы и ее управляемость, потому что это одна из ключевых отраслей народного хозяйства.
Олег Юшкевич, Брест: Скоро ли в Беларуси появится рынок электроэнергии?
Михаил Михадюк: В Беларуси уже есть элементы рынка электроэнергии. Сегодня наряду с государственными энергоисточниками довольно много - более 600 МВт - энергоисточников находятся в другом подчинении, и мы покупаем эту электроэнергию по определенным правилам. Однако в полном понимании внутренний рынок электроэнергии заработает только после определенных структурных преобразований и создания соответствующих экономических условий. К тому же у Беларуси есть определенные международные обязательства - в рамках СНГ, Евразийской экономической комиссии.
Татьяна Иванова, Минск: Очень интересует, какие изменения будут происходить с тарифами на электроэнергию и тепло? Удастся ли, по вашему мнению, уйти от перекрестного субсидирования в 2014 году?
Михаил Михадюк: Мы плотно занимаемся этим вопросом совместно с Министерством экономики. Также вопросы по совершенствованию тарифной политики неоднократно рассматривались в правительстве. Сейчас в Министерстве энергетики готовится ряд нормативных документов до данному вопросу.
Одним из ключевых моментов является наличие сегодня перекрестного субсидирования, когда на реальный сектор экономики ложится часть затрат на выработку электрической и тепловой энергии, которые не в полной мере компенсируются населением. Надо сказать, это больной вопрос. Стратегия ликвидации перекрестного субсидирования заложена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, и к концу 2015 года мы должны выйти на уровень возмещения этих затрат населением до 60%. Также к 2015 году планируется полное покрытие населением экономически обоснованных затрат на электроэнергию и газ для приготовления пищи. Это станет одним из стимулов экономии топливно-энергетических ресурсов, потому что когда дешево - это не экономится. С ликвидацией перекрестного субсидирования будет снижаться нагрузка на реальный сектор экономики, что будет способствовать повышению конкурентоспособости продукции белорусских предприятий. Т. е. сейчас ведется работа по снижению тарифной нагрузки для реального сектора экономики. Однако все это надо увязывать и с реальными доходами населения.
Елена Крыловa, Могилев: Будет ли действительно дешевле обходиться для населения электроэнергия после ввода в эксплуатацию БелАЭС?
Михаил Михадюк: До конца пятилетки поставлена задача установить такие тарифы, чтобы население полностью оплачивало стоимость потребляемой электроэнергии. Ввод в эксплуатацию БелАЭС на фоне существующей динамики цен на внешние энергоносители позволит сдержать рост тарифов. Связано это с тем, что сегодня во всем мире на атомных электростанциях вырабатывается самая дешевая энергия. По предварительным оценкам, атомная станция будет вырабатывать около 27-30% потребляемой в республике энергии.
Кроме того, способствовать сдерживанию роста тарифов будет и та работа, которая сейчас проводится в части модернизации основной части энергетической системы страны, а также деятельность по внедрению местных и возобновляемых источников энергии.
Ирина Вишнякова, Заславль: Зачем нужен контроль со стороны общественных организаций за строительством АЭС и других крупных объектов энергетики в Беларуси? Могут ли экологи и госорганы сотрудничать конструктивно?
Михаил Михадюк: Ответ содержится в вопросе: сотрудничество должно быть конструктивным, а не голословным. Мы всегда прислушиваемся к мнению общественных организаций в том случае, если это мнение аргументированное. В этом случае стараемся дать необходимую информацию и ответить на поступающие к нам вопросы. К настоящему времени проект БелАЭС прошел экспертизу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. По расчетам, выполненным специалистами НАН Беларуси, в процессе эксплуатации АЭС позволит снизить годовой объем выбросов на 7-10 млн.т. Это значительный вклад в копилку охраны окружающей среды Беларуси.
Анатолий, Минск: Для чего понадобилось квотировать строительство объектов генерации, вырабатывающих энергию за счет солнца? Как, по-вашему, должен развиваться сектор источников на местных видах топлива и возобновляемых источников энергии?
Михаил Михадюк: В стране принят ряд государственных программ по вовлечению в топливный баланс республики возобновляемых источников и местных видов топлива. Существует закон и ряд государственных программ, которые касаются строительства гидроэлектростанций, также принята Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах, согласно которой предусмотрено строительство 161 объекта. Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников предусматривает строительство 32 биогазовых установок, ряда других объектов. По госпрограмме строительства гидроэлектростанций до 2016 года должны быть введены ГЭС суммарной мощностью 102 МВт. Помимо этого существуют беспрецедентные стимулирующие меры для инвесторов. Солнечную энергию Минэнерго выкупает в три раза дороже обычной. На электроэнергию, получаемую от ветряных установок, установлен коэффициент 1,3 к действующим тарифам. В соответствии с нормативной базой это отражается на себестоимости белорусской энергосистемы. Вместе с тем, нельзя поднимать тарифы для реального сектора экономики, потому что они уже очень высокие. Поэтому стоит вопрос: за счет чего компенсировать?
Действительно, солнечная и ветряная энергия привлекательны. С другой стороны, это дорогая электроэнергия. Во многих странах определяется количество таких источников с точки зрения управляемости энергосистемы и возможности страны компенсировать эту дорогую электроэнергию.
В настоящее время Национальной академией наук совместно с Министерством энергетики и другими органами госуправления разрабатывается новая редакция концепции энергетической безопасности на более отдаленную перспективу, и перед нами поставлена задача найти оптимум. Вместе с тем, это перспективное направление, сегодня в стране строится ряд объектов, в том числе преобразующих солнечную энергию. Например, в Гомельской области появятся объекты суммарной мощностью 107 МВт, в Могилевской - 10 МВт. Для солнечной энергии компенсация каждого МВт составляет порядка $1 млн. Нужно найти сбалансированные механизмы этой компенсации, оптимум, сколько необходимо и сколько может страна ввести таких объектов, потому что все это, в конце концов, отражается на потребителе. Сегодня нам приходится покупать солнечную энергию по 41 центу, а продавать ее для нужд промышленности - за 13 с небольшим центов. На кого возложить ответственность за уплату еще почти 30 центов? Получается: либо перераспределять ее между всеми потребителями, либо между какими-нибудь группами. В Беларуси уровень льготирования сейчас выше общемирового. И расходы по выработке энергии на существующих условиях очень быстро окупаются для инвестора, а для потребителя это слишком дорого. Но экономические условия в стране меняются, и сейчас перед нами стоит задача оптимизировать условия оплаты энергии из альтернативных источников. Альтернативная энергетика должна быть выгодна как для потребителя, так и для энергосистемы. Необходимо найти оптимальный механизм ее оплаты.
Корр. БЕЛТА: Ввод каких крупных объектов энергетики состоится в этом году, в 2014 и 2015 годах, а что все-таки решили перенести на более поздний срок?
Михаил Михадюк: Перенесен ряд объектов, которые незначительно влияют на повышение эффективности. Это в основном связано с изменившимися условиями финансирования. В 2013 году мы планируем ввести 390 МВт мощностей. Уже ввели энергоблок на Гродненской ТЭЦ-2 мощностью 121 МВт. Должны завершить работы по модернизации пятого энергоблока на Березовской ГРЭС. В Могилеве была районная котельная, там мы установили генерирующие мощности и в ближайшие время должны ввести этот объект в эксплуатацию, он будет работать не как котельная только, а как электростанция. Завершаются работы по строительству мини-ТЭЦ в городе Барань на местных видах топлива, думаю, в этом году мы ее обязательно введем, потому что там очень высокая степень готовности. В этом году введем после реконструкции турбины Мозырской ТЭЦ и еще ряд других объектов.
Ведутся работы и на крупных объектах. Мы занимаемся двумя парогазовыми энергоблоками мощностью 400 МВт каждый на Лукомльской и Березовской ГРЭС. Работаем там вместе с китайской компанией по графику и даже с некоторым опережением. Планируем, что в декабре этого года мы их включим в сеть, а в первом квартале следующего года завершим предусмотренные контрактом испытания на гарантированные показатели. Сейчас степень готовности этих объектов очень высокая.
В следующем году завершим работы по созданию генерирующих мощностей на районной котельной в городе Борисове. Планируем, что в первом полугодии этот объект будет введен. Мини-ТЭЦ в Лунинце тоже рассчитываем ввести в первом полугодии следующего года. Сегодня мы работаем по сооружению Полоцкой ГЭС мощностью 21 МВт. В 2015 году этот объект будет введен в эксплуатацию, работы там также осуществляются в соответствии с графиками. Китайской компанией развернуты работы по строительству Витебской ГЭС, они начаты позже, чем на Полоцкой ГЭС, поэтому мы планируем, что в 2017 году введем этот объект в эксплуатацию, поскольку работы ведутся там в соответствии с графиком.
В планах еще модернизация Могилевской ТЭЦ-1, Гомельской ТЭЦ-1 с привлечением на очень выгодных условиях кредитов Всемирного банка. Сейчас банк организовывает торги по реализации этих проектов. К концу пятилетки начнем работы по реконструкции второй очереди Минской ТЭЦ-3, а также планируем выполнить ряд более мелких работ по реконструкции на других электростанциях республики.
В основном модернизация генерирующих мощностей белорусской энергосистемы к 2017 году будет завершена. Эта работа позволяет нам повысить эффективность работы генерирующих источников и снизить топливные затраты на производство электрической и тепловой энергии, что очень важно, потому что топливные затраты составляют порядка 80% в себестоимости 1 кВт.ч и 1 Гкал. Мы планируем завершить текущий год с удельными затратами на выработку 1 кВт.ч в размере 254 г (в то время как в России этот показатель превышает 420 г). Это результат той работы, которая проводилась и проводится, если б этой работы не было, то сегодня уровень тарифов был бы выше.
Сергей Смирнов, Минск: Как производится отбор специалистов и рабочих для строительства АЭС? Рассматривают ли заявки, поданные бывшими работниками Игналинской АЭС?
Михаил Михадюк: Сейчас в Беларуси реализуется государственная программа о подготовке кадров для белорусской АЭС. Документ включает несколько направлений. Это подготовка специалистов в вузах (в четырех высших учебных заведениях республики открыты новые специальности). Вчера во время встречи с деканом физфака БГУ мы пообщались и со студентами, которые в следующем году получат дипломы. И уже определили, кто из них будет работать на атомной станции. Такая же работа проведена с БНТУ и другими вузами. Кроме того, мы организуем переподготовку специалистов, которые сейчас работают на классических ТЭЦ. На атомных станциях есть оборудование, которое присутствует и на тепловых электростанциях. Поэтому мы подбираем специалистов, чтобы потом направить их для обучения в соответствующие учебные центры России, Украины. У нас уже есть договоренности с этими странами. Еще одно направление нашей деятельности - привлечение специалистов, которые уже имеют опыт работы на АЭС. Планируем направить их для выполнения наиболее ответственных работ на АЭС, например, в реакторный цех.
Также в этом или в начале следующего года мы планируем приступить к строительству учебно-тренировочного центра. В нем будет работать полномасштабный тренажер, который позволит в точности имитировать работу в условиях действующей атомной станции. За два года до пуска блока, к концу 2016-го, мы планируем укомплектовать штат станции по основным специальностям. Уже сегодня мы подобрали несколько специалистов на руководящие должности для основных цехов АЭС.
Что касается строительства БелАЭС, могу заверить, что без соответствующих согласований Министерства энергетики, Минстройархитектуры и облисполкома ни одна организация на эту работу не придет. На конкурс организаций, претендующих на участие в строительстве АЭС, допускаются лишь те, которые имеют определенный опыт работы, хороших специалистов, соответствующее техническое оснащение.
Александр Маркевич, Минск: В связи с вводом Белорусской АЭС, какие конкретно организационно-технические мероприятия будут приниматься для прохождения ночного минимума нагрузки объединенной энергосистемой Беларуси?
Михаил Михадюк: Отличительная черта энергетики Беларуси то, что у нас высокий уровень теплофикации, основу энергосистемы составляют тепловые электростанции (ТЭЦ). А ТЭЦ, как известно, одновременно вырабатывают и электроэнергию, и тепло, и такой режим для них является наиболее эффективным. Поэтому, действительно, есть вопрос по прохождению ночных минимумов потребления электроэнергии после пуска АЭС, для того, чтобы как можно меньше разгружать тепловые станции, чтобы не снижать эффективность их работы. Мы такую работу исследовательскую делали, анализировали эту проблему прежде чем приступить к строительству АЭС. И сейчас проводится более подробно такая работа и анализ, вырабатываются компенсирующие мероприятия с точки зрения регулирования суточного графика работы энергосистемы. Одно из направлений - применение так называемых электрокотельных. Это очень эффективное мероприятие для выработки тепла в ночное время, чтобы не разгружать тепловую электростанцию. Решение достигается за счет строительства ряда мощных электрокотельных с баками-теплоаккумуляторами. В ночное время, когда спрос на энергию не высокий, когда цена на электричество низкая, они аккумулируют тепло, а днем это тепло отдают в систему. Другими словами, нагревается электричеством вода, которая затем в дневное время циркулирует по сети. За счет такого простого решения достигается значительный экономический эффект. Есть и ряд других мероприятий, они сегодня нами определены.
Я хочу сказать, что с точки зрения мировой практики, решений этой проблемы есть множество. Жаль, что у нас нет перепада высот, мы не горная страна, а так бы построили гидроаккумулирующую станцию. В такой станции ночью вода электронасосами подымается за плотину, в водохранилище или в другие резервуары, и уже днем эта же вода падает с плотины и вращает турбины и генераторы станции. Но здесь тот же принцип, что и с тепловыми котельными. Полезная работа более дешевого ночью электричества накапливается для использования в период большей загрузки энергосистемы, в период более дорогого электричества.
Кроме того, есть некоторые меры по тарифному регулированию, мы хотим стимулировать не только население, но и крупных потребителей, среди которых и предприятия промышленности, распределить потребление электроэнергии более равномерно в течение суток, чтобы они потребляли и ночью. Если у крупного предприятия есть литейный цех с электропечами, есть большое потребление электроэнергии в производственных целях, то почему бы ему вместо работы в одну смену днем, не организовать работу в две-три смены, с целью снижения издержек на электроэнергию.
Александр Маркевич, Минск: На ваш взгляд, в связи с необходимостью возврата кредитных ресурсов, привлекаемых для строительства АЭС, на сколько увеличится себестоимость электроэнергии, отпускаемой Белорусской АЭС в энергосистему страны в течение срока выплат этих кредитов?
Михаил Михадюк: Мы для строительства АЭС привлекли кредитные ресурсы на очень выгодных условиях для Беларуси, и этот кредит предоставлен на длительный срок - 25 лет, поэтому все наши расчеты эффективности станции сделаны с учетом возврата кредитов. И я уже говорил о том благоприятном влиянии, которое АЭС окажет на сдерживание роста тарифов. Это все рассчитано с учетом возврата кредитов.
Корр. БЕЛТА: Недавно председатель Островецкого райисполкома, выступая в парламенте, сказал, что 5 ноября ожидается начало бетонных работ основного периода строительства АЭС. Что вы можете сказать по поводу этой даты?
Михаил Михадюк: У нас очень высокая степень готовности к началу широкомасштабных работ по сооружению Белорусской атомной станции, строительству основных блоков. Мы получили соответствующую лицензию регулирующего органа. Нужно пройти еще несколько процедур по международным правилам, в соответствии с которыми мы в ближайшее время будем готовы начинать работы основного периода.
Семен Аркадьевич, Минск: В последние годы много внимания уделяется реконструкции и строительству новых эффективных энергоисточников - газотурбинных установок, парагазовых блоков. Это хорошо, положительно и правильно. Но на каком этапе планируется масштабная реконструкция распределительных сетей?. Потому что эти сети являются фактически товаропроводящими сетями и даже если будут эффективными генерирующие источники, то без стабильной работы распредсетей товар (электроэнергия) не сможет попасть к потребителям.
Михаил Михадюк: Чувствуется, что данный участник онлайн-конференции хорошо знает проблемы отрасли. Действительно, я в основном сегодня говорил о генерирующих источниках, потому что от их эффективность работы зависит в первую очередь и уровень тарифов. Вместе с тем программой развития белорусской энергосистемы, предусмотрена модернизация ряда электрических подстанций крупных, потому что они тоже многие отработали свой срок и сегодня есть уже более современное оборудование, позволяющие значительно снизить ремонтно-эксплуатационные затраты таких подстанций.
В прошлом году завершили реконструкцию подстанции 330 кВ "Мирадино" системообразующей, буквально на днях мы рассматривали выделение кредита под полную реконструкцию одной из узловых подстанций "Минск-Северная". Сегодня мы модернизируем и строим с участием инвесторов 5 подстанций в связи с ростом энергопотребления из-за строительства жилья в столице. В ближайшее время еще будем строить, то же самое происходит и в регионах. Реконструкция действующих подстанций предусмотрена и производится в соответствии с госпрограммой. Может быть, не в тех объемах, как бы хотелось специалистам, но мы принимаем решения с учетом приоритетов и наличием финансовых возможностей. Подлежит дальнейшей реконструкции и основная сеть для организации выдачи мощности от Белорусской АЭС, и такая работа проводится. В связи с вводом Березовской ГРЭС реконструируем и строим новую линию "Березовская ГРЭС - Рось" напряжением 330 кВ. И так далее.
Что касается распределительных сетей, вкладываем более Br300 млрд. на развитие, на поддержание работоспособности распредсетей в первую очередь в сельской местности. И эта работа никогда не останавливалась, может быть темпы не совсем достаточны этой работы, но мы исходим из тех финансовых возможностей, которые у нас есть.
О том, в каком состоянии наши сети, говорит тот факт, что повреждаемость электросетей в Беларуси самая низкая среди всех стран-соседей. По времени восстановления подачи мы сегодня подошли к показателям некоторых стран Западной Европы. Мы применяем в сетях только современные технологии, линии уже строим только с использованием изолированных проводов, это прежде всего по сети 0,4 кВ, в лесных массивах меняем и новые линии строим уже тоже только с изолированным проводами, что значительно повышает их надежность. Такие линии не боятся перехлеста из-за ветра и налипания снега, не боятся падения деревьев и касания веток. В условиях аномальных погодных ситуаций прошлой зимы такие провода показали себя очень хорошо, это самый эффективный способ. Ну и, конечно же, активно внедряем системы АСУ-ТП, что позволило нам значительно сократить время на поиск и устранение повреждений в распределительных сетях. Сегодня время восстановления чуть более 2 часов, это очень хороший показатель, на уровне ведущих стран Запада.