Атомный центр Урала материаловедческого профиля ОАО «Институт реакторных материалов» в этом году впервые вошел в рейтинг 100 крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири, составленный аналитическим центром журнала «Эксперт Урал». Об особенностях освоения международного рынка российскими атомщиками и перспективных проектах ИРМ наш разговор с его директором Дмитрием Владимировичем Марковым.
- Какие направления деятельности института ориентированы на экспорт и какова их доля в общем объеме?
- Основная деятельность ИРМ связана с проведением НИОКР в области ядерной энергетики. Наряду с этим, начиная с 90-х годов, ИРМ стал развивать производственную деятельность, связанную с выпуском радиоизотопной продукции. На сегодняшний день эта деятельность обеспечивает формирование бюджета предприятия на 30%. Более 99% радиоизотопной продукции ИРМ экспортирует в США и страны Западной Европы (Англия, Германия, Голландия). В последние 3 - 4 года мы пересмотрели концепцию развития этого производства, сделав акцент на повышении качества продукции и постепенном переходе от продаж сырьевых изотопов к экспорту высокотехнологичной радиоизотопной продукции. Эта концепция начала приносить свои плоды. Так в прошедшем году рост объемов производства по финансовым показателям превысил 40%. Уверен, что в ближайшие годы он будет не ниже 20%.
- Какие из экспортно ориентированных направлений ИРМ наиболее перспективны, кто основные потребители продукции института на мировом рынке?
- На сегодняшний день в структуре нашей производственной деятельности порядка 40% радиоизотопной продукции выпускается для нужд промышленности - это прежде всего источники гамма-излучения для дефектоскопии. Около 60% радиоизотопной продукции ИРМ выпускает для нужд ядерной медицины и фармацевтической промышленности. Причем в последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста производства преимущественно в последнем сегменте.
- Как вы оцениваете сегодняшнее положение ИРМ на международном рынке и перспективы ближайших пяти лет?
- Для успешной работы на западных рынках крайне важным является обеспечение качества продукции, стабильность и оперативность поставок продукции заказчику. Последнее прежде всего относится к короткоживущим изотопам, которые используются в ядерной медицине. В этом плане мы крайне болезненно восприняли уход авиакомпании «Люфтганза» из Екатеринбурга.
Производственные возможности ИРМ в значительной мере определяются характеристиками нашего исследовательского реактора ИВВ-2М. В этом плане мы не входим в число крупнейших экспортеров радиоизотопной продукции на международном рынке. Но по оценкам наших коллег, по эффективности организации радиоизотопного производства ИРМ занимает лидирующие позиции в ГК «Росатом». В отдельных сегментах радиоизотопного рынка доля нашей продукции превышает 40%. С большинством наших заказчиков мы имеем долгосрочные контракты, и по основным видам радиоизотопной продукции мы имеем графики поставок, расписанные как минимум на полгода вперед.
- Ваш институт принимает участие в проекте по созданию космической АЭС. Какие направления в этом проекте относятся к сфере компетенций ИРМ?
- Путем комплексных реакторных испытаний и материаловедческих исследований мы занимаемся решением одной из ключевых проблем: подтверждением работоспособности основных элементов активной зоны космической АЭС в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации по температуре и составу теплоносителя, давлению, расходу, конфигурации.
- Какие из наиболее интересных проектов, которыми занимается сегодня институт, вы бы еще отметили?
- В качестве наиболее показательного проекта я бы отметил производство углерода-14. Наши специалисты разработали на сегодняшний день наиболее эффективную технологию наработки и выделения этого изотопа. На основе углерода-14 было организовано производство сложных органических соединений, используемых заказчиками для синтеза активных фармацевтических ингредиентов с целью тестирования новых фармацевтических препаратов. Это позволило полностью отказаться от продаж сырьевого углерода-14 и перейти к экспорту продукции с дополнительной добавленной стоимостью.
В планах развития - радиофармацевтический прекурсор на основе трихлорида лютеция-177 для синтеза таргетных пептидных препаратов терапевтического назначения.
- Каковы в целом перспективы развития ядерной медицины и роль ИРМ в этом процессе?
- Хотя сегодня наше производство ориентировано на экспорт, но в перспективе оно должно способствовать развитию ядерной медицины в РФ. Объемные экспортные поставки обеспечивают быструю окупаемость затрат ИРМ на разработку и внедрение новых технологий. В то же время сегодня пусть небольшая часть углерода-14 в виде мочевины поставляется в РФ для производства препарата «Урекапс» для проведения диагностических дыхательных тестов на наличие бактерии Helicobacter pylori, паразитирующей на слизистой оболочке желудка. Думаю, что и лютеций-177 найдет применение в РФ для лечения нейроэндокринных опухолей. Наши медики проявляют интерес к цезию-131 для брахитерапии, который сегодня поставляется исключительно в США. В перспективе для потребностей РФ можем наладить изготовление источников иридия-192 для высокодозовой брахитерапии и многое другое. То есть, разрабатывая новые технологии и развивая экспорт, мы одновременно создаем технологическую базу для развития ядерной медицины и промышленных технологий в РФ.