ОАО «Атомэнергопроект» наращивает темпы сооружения Нововоронежской АЭС-2 – головной атомной электростанции проекта «АЭС-2006» с ВВЭР-1200. Начало этапа физпуска первого энергоблока по-прежнему планируется на конец декабря 2014 года. Об этом и других проектах компании рассказал в интервью Nuclear.Ru в ходе Международного форума «АТОМЭКСПО 2014» генеральный директор ОАО «Атомэнергопроект» Марат Мустафин.
- В начале июня генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым сообщил, что начало физпуска энергоблока №1 Нововоронежской АЭС-2 планируется «на конец декабря, под Новый год». Что конкретно имеется в виду – перемещение тепловыделяющих сборок в реакторный зал?
М. Мустафин: В соответствии с отраслевым стандартом, который называется «Ввод в эксплуатацию блоков атомных станций с водо-водяными энергетическими реакторами» физический пуск энергоблока начинается с момента вывоза ядерного топлива из хранилища свежего топлива с целью загрузки в реактор. При этом очень важным условием начала физпуска, включая перемещение топлива в зал реактора, является полная готовность реакторного отделения, то есть подразумевается готовность всех систем внутри станции. Если что-то будет не готово, разрешение на перемещение топлива никто не даст – Ростехнадзор в первую очередь.
- Существуют ли обстоятельства, которые могут повлиять на сроки пуска Нововоронежской АЭС-2?
М. Мустафин: Основным риском, который мы видим на текущий момент и который может повлиять на соблюдение графика, является несвоевременная поставка запорно-регулирующей арматуры. Поскольку ее монтаж, наладка и опробование должно быть завершено к началу холодно-горячей обкатки. Сейчас это самая проблемная зона на строящейся станции.
- Откуда поставляется арматура?
М. Мустафин: От разных поставщиков в России, Украине и Европе. Последние поставки арматуры, например, у нас были из Чехии. Все прошло нормально. Из Германии нам поставляется все, что связано с градирнями. В Украине у нас несколько заводов-поставщиков и, несмотря на сложную ситуацию в этой стране, у нас налажено взаимодействие с поставщиками. Заводы выполняют свои обязательства по изготовлению. Одним из вопросов был вопрос логистики – как доставить эту арматуру. В итоге вместе с украинским заводом-изготовителем арматуры мы проработали альтернативный маршрут через территорию Белоруссии. Не менее плотно мы взаимодействуем и с заводами на территории России. На самом деле количество заводов, которые производят нужный ассортимент арматуры, достаточно ограничено. И только путем взаимодействия с производителями и между ними можно балансировать и расставлять приоритеты. Если проблемы возникают на каком-то конкретном заводе, например, на территории России, мы помогаем заводу решать эту проблему. На данный момент риск, связанный с поставками запорно-регулирующей арматуры не стал критическим, и мы надеемся, что он таковым не станет. В качестве компенсирующих мероприятий мы прорабатываем возможность использования складских запасов, то есть арматуру, хранящуюся на складах действующих станций. Совместно с заказчиком (концерн «Росэнергоатом») мы отбираем на этих складах то, что нам подходит, соответственно, с последующей компенсацией. Делается все, чтобы соблюсти сроки.
- То есть поставки запорно-регулирующей арматуры – это единственное обстоятельств, которое могло бы повлиять на сроки пуска?
- В том, что все строительно-монтажные работы будут завершены точно по графику, нет никаких сомнений. По сути, строительные работы уже практически завершились, остались только тепло- и электромонтажные работы, а также все пусконаладочные операции. Хочу добавить, что строительство Нововоронежской АЭС-2 – очень сложный проект. Его даже в атомной отрасли сравнить не с чем. Да и не только в атомной отрасли. Это 259 объектов внутри одного периметра, это колоссальное количество коммуникаций, это на данный момент 7600 работающих.
- Это на площадке?
- А чем отличается площадка и не площадка? На площадке – 6500 человек, а еще 1100 человек занимаются сборкой трубопроводов в отдельном цехе за территорией станции. Там мы укрупняем блоки трубопроводов – свариваем длинную плеть из 10, 15 или 16 элементов. В цехе ее сварить, безусловно, проще. Потом это готовое изделие доставляется в машзал, где нужно будет сделать всего два шва для установки в проектное положение.
- В этом году «Атомэнергопроект» приступил к разработке проектной документации, необходимой для получения лицензии Ростехнадзора на размещение и сооружение первого и второго энергоблоков Смоленской АЭС-2, которая будет сооружаться по проекту ВВЭР-ТОИ. Когда может быть готова эта документация?
- Подготовка идет полным ходом. До 30 марта 2015 года мы должны передать заказчику весь пакет проектной документации. Потом соответственно заказчик совместно с нами передает документацию в Ростехнадзор для получения лицензии. В соответствии с планом мероприятий по подготовке сооружения Смоленской АЭС-2 получение лицензии на размещение энергоблока №1 планируется до 30 июня 2015 года, на размещение энергоблока №2 – до 30 июля того же года. Пока мы не видим здесь никаких рисков или предпосылок к тому, что может что-то не состояться.
- Компания по-прежнему настроена получить генподряд на сооружение Смоленской АЭС-2?
- Безусловно. Это даже не обсуждается. Мы будем отстаивать генподряд, потому что, реализуя проект на нововоронежской площадке, мы приобрели бесценный, я считаю, опыт строительства головного энергоблока фактически в сложных, постоянно меняющихся условиях. Это же пилотный блок, и понятно, что вмешивается много факторов, бывают и проектные коллизии, все бывает. Стройка – это живой организм. Конечный результат зависит от общего взаимодействия. Тот коллектив, который сложился на нововоронежской площадке, я считаю уникальным в отрасли, потому что он способен строить объект с листа. Самое ценное в нашей компании – это люди.