Руководитель уранового холдинга «АРМЗ» Владимир Верховцев рассказал, какие задачи решают предприятия уранодобывающей отрасли сегодня, подвел итоги за год ушедший и обозначил планы на этот.
В начале нового года мы встретились с руководителем уранового холдинга «АРМЗ» Владимиром Верховцевым. Он рассказал, какие задачи решают предприятия уранодобывающей отрасли сегодня, подвел итоги за год ушедший и обозначил планы на этот.
- Расскажите, как вы попали в атомную отрасль?
- Так получилось, что я всю жизнь работаю в атомной отрасли. Сначала в ядерно-оружейном комплексе, теперь - в ядерно-энергетическом. В детстве не мечтал быть военным и атомщиком. Но цепь случайностей привела меня в отрасль. Сегодня могу сказать: ни минуты не жалею об этом.
- Сейчас довольно непростое для уранового рынка время – цены на низком уровне. Как АРМЗ закончило 2014 год?
- Прошедший год был тяжелым, но нам удалось решить все задачи, которые мы ставили перед собой и перед дочерними предприятиями. Большой объем работы проделали в самой управляющей компании. Пришлось сократить персонал. Это непростое решение продиктовала рыночная ситуация. Большинство сокращенных людей мы трудоустроили, мы им в этом помогли. Часть перешла работать на дочерние предприятия. Мы все делаем для того, чтобы поддерживать наш коллектив.
Огромный пласт работы проделали на ПАО «ППГХО». До сих пор предприятие остается в сложном положении. С одной стороны, низкие цены на уран, с другой – истощенная минерально-сырьевая база и, как следствие, очень дорогой конечный продукт. Наши усилия были направлены на вывод ППГХО на безубыточный уровень работы. Реализован комплекс мероприятий, включающих как внедрение технологических инноваций и совершенствование производственной базы, так и меры по оптимизации затрат, численности персонала, росту производительности труда.
Задача – выйти на безубыточность к середине 2016 года. Впервые за последние годы нам удалось снизить себестоимость производимого урана на 6 %. Мы существенно сократили объем закупок - покупаем только то, в чем есть первоочередная необходимость, оптимизировали складские запасы. Эти меры позволили сэкономить около 1, 9 млрд рублей. Самое главное, мы изменили годами складывающийся тренд – остановили рост убытков, накапливающихся на ППГХО с 2011 года.
- На ППГХО законсервирован второй рудник. Что будет с предприятием дальше? Как решается кадровая проблема?
- Мы чувствуем ответственность перед людьми, которые работают на комбинате. Проводя оптимизацию структуры и численности, в первую очередь вспомогательных и сервисных служб, мы действовали социально-ответственным образом. Например, вместе с краснокаменской службой занятости создали банк вакансий, в результате чего трудоустроили 120 человек.
Кроме того, выделены гранты на развитие в Краснокаменске предпринимательства. АРМЗ организовало и провело конкурс проектов «Старт твоего дела» для 21 предпринимательского проекта.
Перед нами стоит задача максимально диверсифицировать производство. Это позволит не только привлечь дополнительную прибыль в сам холдинг, но и обеспечит новыми рабочими местами отдаленный регион. Весь прошлый год мы думали о том, как решить эту задачу. Сейчас пытаемся наладить безотходное производство – завод по переработке пиритных огарков, промышленных отходов с производственных площадок. Два проекта хотим реализовать совместно с китайской стороной. Это уникальные для Забайкальского края цементный завод и завод по переработке угля в синтетическое топливо. По тому и другому направлению нами уже предприняты первые шаги. Со стороны Китая заинтересованность проявили такие крупные компании, как Sinopec International Company Rus, China National Machinery Import & Export Corp и другие.
2015 год станет в этом отношении ключевым. Если все получится, то в 2016 году мы уже начнем строить эти объекты. Поэтому тут нам будут нужны кадры. Конечно, китайская сторона ставит условие, чтобы часть персонала была именно от них, но все равно нам понадобится значительное количество местных жителей для строительства заводов. Еще 2 тыс. рабочих мест будут созданы при запуске новых производств. Нам очень важно показать жителям Краснокаменска, что мы занимаемся не только оптимизацией и сокращением персонала, но и открываем новые производства. Поймите, уран там добывается уже 45 лет. В среднем рудник работает 20 - 25 лет. Когда-то все равно это закончится.
- Но есть и шестой рудник…
- Да, он позволит предприятию добывать уран и дальше. Но для того, чтобы его пустить, нужно порядка 20 млрд рублей. При нынешнем спросе на уран такие инвестиции делать просто неразумно. Рудник стоит у нас в стратегическом резерве. Если вдруг ситуация с ценами на рынке серьезно изменится, то мы вернемся к нему.
Сейчас в мире предложение урана заметно превышает спрос. Зарубежные реакторные потребности оцениваются в 60 тыс. т в год, а поставки (с учетом вторичных источников) превышают 68 тыс. тонн. В перспективе развитие атомной энергетики в Китае и других странах и перезапуск АЭС в Японии положительно повлияют на рынок.
- В прошлом году подписано соглашение о сотрудничестве с «Норникелем». Туда ведь тоже планировалось направлять часть высвобождающегося персонала ППГХО?
- Представители кадровой службы «Норникеля» были на комбинате, мы ездили на Быстринское месторождение. Около 50 человек из Краснокаменска уже там работают, но пока сотрудники ППГХО не стремятся покидать свое производство. Наверное, в силу какого-то внутреннего консерватизма. Да и в «Норникеле» пока проект находится в начальной стадии. Правда, они ведут серьезную работу над инфраструктурой: построена железная дорога, будет строиться ЛЭП. Это огромные капиталовложения, так что создается очень хороший задел. Кроме того, мы обсуждаем возможность открытия в Краснокаменске завода по переработке меди. Это позволило бы продавать за границу не медные концентраты, а продукт более глубокой переработки.
- Что ждет Краснокаменск с точки зрения развития городской инфраструктуры?
- Мы относим Краснокаменск к категории стратегических городов России. Поэтому холдинг делает все, чтобы поддержать начинания, которые там есть. Недавно сдали жилой дом, строится детский сад, еще один отремонтирован, на этот год намечен ремонт школы. В прошлом году от консолидированной группы налогоплательщиков в бюджет Забайкальского края дополнительно поступило около 700 млн рублей. Большая часть средств пошла на поддержание инфраструктуры и создание условий для комфортного проживания в Краснокаменске. Для авиаперевозок куплен второй самолет с большей грузоподъемностью. Рейсы осуществляются три раза в неделю, и, как показывает практика, они пользуются большой популярностью - билеты порой достать очень сложно.
- Как складывался 2014 год для «дочек» АРМЗ и что им предстоит в этом году?
- Большая работа проведена на «Хиагде». Введены в эксплуатацию главный и энергетический корпуса, практически завершено строительство сернокислотного завода. В сентябре введем завод в эксплуатацию. Это позволит увеличить производство урана с 400 до 1000 т. Себестоимость продукции сразу упадет, и мы выйдем на мировой уровень себестоимости. На «Далуре» у нас создано современное производство. Уран, который там производится, по себестоимости практически не отличается от дешевого казахского. Сейчас работаем над повышением качества продукции. Поставили сушильную машину, которая позволяет получать желтый кек, соответствующий международным стандартам.
- Прогноз на 2014 год по производству урана на всех предприятиях АРМЗ оправдался?
- Сейчас показатели добычи держатся на уровне задач, поставленных госкорпорацией. Мы планируем перераспределить объем производства по предприятиям. В первую очередь будем постепенно снижать объемы ППГХО. Чем больше урана производим на комбинате, тем быстрее растут наши убытки. Но мы поднимем уровень производства на «Хиагде» и «Далуре», поэтому необходимое количество урана сможем производить и при такой схеме.
- АРМЗ осваивает месторождение на Новой Земле. Проект продвигается по плану?
- Павловское - одно из крупнейших свинцово-цинковых месторождений в мире. Первые существенные шаги мы начали там делать в 2013 – 2014 годах. Сейчас закончен комплекс геологоразведочных работ. В первой половине этого года мы поймем процент содержания цинка, свинца и серебра. Пока ищем рынки сбыта в России и за рубежом. В частности, ведем переговоры со шведами. Логистика для них очень подходящая – доставка кораблем прямыми рейсами. В этом году мы должны разработать технико-экономическое обоснование, на основе которого будет спроектировано и построено самое северное в России горнодобывающее предприятие мощностью 2,5 млн тонн руды в год. Промышленное освоение планируется начать в 2019 году.
- А что с внедрением новых технологий?
- Новые технологические решения для нас важны так же, как и выход на безубыточность. Мы почти на 25% увеличили бюджет программы инновационного развития АРМЗ по сравнению с прошлым годом, реализовав около 300 млн рублей в 2014 году. Основная цель – совершенствовать производство и снизить себестоимость добычи урана. Мы вышли на крупные контракты с ведущими научными организациями отрасли. Активно поддерживаем проекты на самих предприятиях. Один из примеров – рудосортировка забалансовых отвалов на ППГХО. За 45 лет на площадке скопилось порядка 7 млн тонн рудной массы с крайне низким содержанием металла.
Рудосортировочный комплекс помогает выделить из сырья товарную руду с очень низкой себестоимостью. Методом кучного выщелачивания мы получаем дополнительную готовую продукцию. Общий экономический эффект может составить 100 млн рублей в год.
Большим достижением стал запуск нового технологического режима, позволяющего снизить расход окислителя, диоксида марганца, с 6 до 3 кг на тонну руды. Начата подготовка к внедрению технологической схемы переработки руды с использованием метода рентгенорадиометрического обогащения. Это также позволит существенно снизить затраты.
Есть у нас и разработки специалистов. Так, предложение ведущего инженера-энергетика ППГХО Виталия Митяшова позволило снизить подачу сжатого воздуха и потребление электроэнергии на рудниках. По итогам года это позволит сэкономить более 20 млн рублей. На «Далуре» продолжается внедрение горно-геологических компьютерных 3D-технологий, которые позволят повысить точность подсчета запасов, качество проектирования эксплуатационных блоков и эффективность разработки Далматовского и Хохловского месторождений урана. Ожидаемый годовой экономический эффект - 43,3 млн рублей.
- На базе «ВНИПИпромтехнологии» создается инжиниринговый центр, можете назвать промежуточные итоги этой работы?
- Помимо традиционных проектов в области добычи урана и обращения с РАО предприятие намерено специализироваться на сооружении и строительстве промышленных объектов под ключ. Пилотный проект – сооружение комплекса сушки готовой продукции на «Далуре». Благодаря иннновационным решениям влажность желтого кека снижена с 30 до 1,5 %, по мировому стандарту качества. Технологии после апробации планируется применить и на «Хиагде».
Мы следим за всеми предприятиями, которые применяют новые технологии. Вот, например, золотодобывающая компания «ИСТ» активно использует инновации. Многое у них пытаемся перенять. Но важно понимать, что на ППГХО уран добывается старым горным способом уже 45 лет, и полностью изменить технологию там мы не можем. Наша задача – привнести что-то новое в существующих условиях.
- Давайте поговорим о проекте по добыче редкоземельных металлов.
- Для освоения этой тематики нужны большие средства. Их у нас нет. Кроме того, нужен потребитель. Объемы потребления РЗМ в мире незначительны. Да и рынок почти весь занят. Поэтому тут пока сложно быть конкурентоспособным. Но работы по РЗМ мы ведем. Нас также очень интересует скандий. Мы планируем организовать добычу РЗМ и скандия на базе «Далура» и «Хиагды». Специалисты ВНИПИПТ и Уральского университета сейчас отрабатывают технологии полного цикла попутного извлечения и переработки металлов - от добычи на месторождении до выпуска чистых оксидов скандия и РЗМ. Сырьевые ресурсы позволят рассчитывать на промышленную добычу концентрата скандия на «Далуре» в объеме до 10 т и концентрата РЗМ - до 450 т в год. Хиагдинское месторождение обладает потенциалом попутной добычи концентрата РЗМ в объеме до 350 т в год. В этом году завершится опытная стадия проекта, промышленное производство планируем организовать в 2017 году.
- Последний вопрос: о чем мечтает руководитель уранового холдинга АРМЗ?
- Только об одном: вывести ППГХО на безубыточность. Это сейчас моя самая сокровенная мечта.