Месяц назад в Вашингтоне состоялось официальное открытие офиса компании TENAM Corp. Эта дочерняя структура ОАО «Техснабэкспорт», зарегистрированная в штате Мериленд, должна прежде всего содействовать заключению прямых контактов с американскими энергокомпаниями и развитию новых направлений бизнеса в области ядерного топливного цикла.
На фото: Вадим Микерин, Людмила Залимская и Алексей Григорьев на церемонии открытия офиса TENAM CORP. в Вашингтоне
Однако этим роль нового представительства за океаном не ограничивается. Как подчеркнул на церемонии открытия генеральный директор ОАО «Техснабэкспорт» Алексей Григорьев, TENAM следует рассматривать не только как инструмент развития материнской компании, но и как своего рода торгпредство Росатома в Америке. Наш корреспондент встретился с Вадимом Микериным, руководителем дирекции по продажам урановой продукции, директором департамента по странам Америки и межправительственным программам ОАО «Техснабэкспорт» и президентом TENAM Сorp.
ПРОВЕРКА НА НАДЁЖНОСТЬ
— У Техснабэкспорта уже есть четыре зарубежные «дочки». Компания TENAM стала пятой по счёту…
— Пятая по счёту и младшая по возрасту, но одна из первых по значимости и ожиданиям результатов. Она должна вобрать в себя лучший опыт, накопленный годами. У нас уже есть компания в Германии, которая около 20 лет работает в Евросоюзе, пять лет назад аналогичные структуры были открыты в Японии, Южной Корее и недавно — в Великобритании. Мы создавали их для осуществления своих тактических планов в этих регионах, и появись они чуть раньше или позже, ситуация принципиально бы не изменилась. В американском сюжете всё выглядит очень логичным и своевременным. Более того, TENAM в будущем может рассчитывать на получение статуса представительства госкорпорации, поскольку, очевидно, придётся решать на американском континенте стратегические задачи и для отрасли в целом. Это крупнейший рынок уранового топлива и ядерных технологий, и за него идёт и будет идти упорная борьба.
— Тогда почему мы там не открыли представительство раньше?
— Благоприятные условия сложились именно к середине 2010 года. Ещё есть время до завершения действия программы ВОУ-НОУ, в рамках которой Россия поставляет в Штаты топливо для АЭС. В феврале 2008 года госкорпорация «Росатом» и министерство торговли США подписали поправку к российско-американскому соглашению о прекращении антидемпингового расследования (СПАР), создавшую правовую базу для прямых поставок с 2013 года обогащённого уранового продукта непосредственно местным энергокомпаниям. Коммерческие контракты помогут нам в значительной мере сохранить присутствие на этом рынке, когда истечёт срок межгосударственного соглашения. Такие сделки уже заключены, и первые отгрузки по ним начнутся с 2011 года.
— Техснабэкспорт с 1993 года сопровождал исполнение контракта ВОУ-НОУ и, наверное, накопил опыт сотрудничества с американскими партнёрами…
— Я бы хотел уточнить: не просто сопровождает, а фактически исполняет контракт, подписанный в 1994 году с USEC. Пришлось решать немало сложных вопросов, и именно благодаря этому мы накопили опыт, научились работать с американцами. Все 17 лет мы тесно сотрудничали с корпорацией — агентом правительства США, но смогли найти выход и непосредственно на энергокомпании, которые покупают наш продукт. То есть, успешная реализация программы ВОУ-НОУ позволила Росатому и Техснабэкспорту заслужить авторитет надёжного поставщика на американском ядерном рынке. А это не только министерства и энергокомпании, но и политические институты, общественные организации. Россия не просто разоружается: мы обеспечиваем электроэнергией каждую пятую лампочку в США, что находит положительный отклик среди энергетиков, бизнесменов, политиков и простых американцев. Напомню также, что по контракту обогащённый уран завозится в объёме, который покрывает половину потребности в топливе 104 энергоблоков АЭС в Штатах.
— Можно в деньгах оценить российскую долю на американском рынке ядерного топлива?
— Наши поставки в рамках контракта ВОУ-НОУ оцениваются примерно в 900 млн. долларов в год. А разрешённая американским правительством с 2014 года ввозная квота для коммерческих поставок урановой продукции будет соответствовать примерно 20% рынка топлива для ядерной энергетики США. То есть вдвое меньше, чем сейчас, но это уже другие цены и другие деньги.
— Всё равно получается, что мы фактически теряем часть рынка.
— Да, в физическом объёме отчасти потеряем. Но надо понять и американцев. Квота, ограничения, мониторинг — это набор инструментов для проверки нашей способности надёжно работать по коммерческим контрактам.
— Американцы так относятся только к нам?
— Так в США проверяют и «регулируют» подавляющее большинство иностранных партнёров. Несмотря на узкий круг ядерных поставщиков, для присутствия на американском рынке надо пройти жёсточайший отбор, и Белый дом следит за происходящим очень внимательно. Пример — 2008 год, когда была подписана так называемая поправка к соглашению о приостановлении антидемпингового расследования. Ещё в начале 90-х годов эти расследования втянули нас в бесконечные торговые споры и в итоге фактически блокировали ввоз российской урановой продукции помимо контракта ВОУ-НОУ. Эти искусственные барьеры отражали обычную протекционистскую политику и защищали интересы национальных производителей. Соглашение ВОУ-НОУ близится к завершению, и либо придётся покинуть американский рынок, либо удастся доказать, что мы в состоянии играть по его правилам. США никогда бы не ратифицировали такую поправку и нашли десятки поводов затянуть процесс, если бы не получили подтверждение от своих же энергокомпаний, что Россия ответственный партнёр. Именно это позволило американским законодателям принять решение, открывшее для нас бизнес-пространство, и даёт возможность Росатому и дальше импортировать обогащённый уран.
— Когда закончится проверка на надёжность коммерческих поставок?
— Квоты определены до 2020 года. Это своего рода переходный период, после которого Россия либо будет освобождена от любых ограничений, либо найдётся повод предъявить нам очередные претензии и включить санкции. Теперь самое главное. Задача TENAM как раз в том, чтобы поддержать высокий статус, реноме поставщика урановой продукции на крупнейшем региональном рынке ядерной энергетики после завершения контракта ВОУ-НОУ. Созданием этой компании мы показываем американцам, что пришли всерьёз и надолго. Мы говорим, что открыты для сотрудничества, знаем правила игры на рынке и хотели бы работать на таких же прозрачных и справедливых условиях, как конкуренты из Западной Европы. Вот такая философия.
РЕНЕССАНС ПО-АМЕРИКАНСКИ
— На «Атомэкспо‑2010» делегацию из США возглавлял бывший министр Гутьерес, который говорил о «ядерном ренессансе» в Штатах. Что это для них означает?
— Полагаю, это заявление отражает борьбу атомщиков США за первенство на энергетическом рынке. Пока у них порядка 20%, но тем не менее, динамика положительная, спрос на продукцию и услуги ядерной энергетики растёт. В отличие от Германии, где АЭС постоянно под огнём критики определённых партийных кругов и значительного числа населения. Сейчас в США рассматриваются заявки на строительство от 10 до 20 новых блоков. Они исходят от крупных холдингов, которые занимаются генерацией и продажей электроэнергии. То есть частный капитал считает, что у АЭС большое будущее. По эффективности они не проигрывают тепловой и гидроэнергетике, а в экологическом отношении вообще вне конкуренции. Америка давно вступила на этот путь и не видит никаких оснований с него сворачивать.
— Что мы предложим на этом рынке?
— После внесения поправки в антидемпинговое законодательство прошло два с половиной года. Сегодня у нас в портфеле 11 контрактов на коммерческие поставки на сумму почти 5 млрд. долларов. В 2011 году начнут исполняться первые соглашения, они покрывают ту квоту, которую американская администрация выделила нам на переходный период 2011–2013 года. Это своего рода тест на зрелость — как мы работаем по новым правилам. Топливо будет получать одна из крупнейших американских энергетических компаний. На её примере другие участники рынка должны убедиться, что поставки по коммерческим контрактам так же качественны, своевременны и надёжны.
— Кроме урана мы что-то можем ещё поставлять?
— Конечно, речь идёт не только об услугах по обогащению или продаже урана. Росатом намерен осуществлять поставки готовых топливных сборок. Однако прежде необходимо пройти очень сложный процесс лицензирования и сертификации. Работа в этом направлении ведётся, и она имеет шансы на успех. Хотя в США есть три завода по фабрикации топлива, и наши планы, касающиеся ТВС, им, мягко говоря, не нравятся, поскольку их реализация означает серьёзную конкуренцию. В любом случае, для Росатома расширение присутствия на рынке с новым продуктом более высокой степени пере- работки — стратегическая цель.
— А можем мы по примеру AREVA и URENСO построить в Америке завод по обогащению?
— Глава Росатома Сергей Кириенко упоминал о такой возможности. Сейчас в США сохраняется разрыв между спросом и предложением. И дефицит можно покрыть не только импортом топлива, а решить задачу строительством предприятия определённой мощности. Но это вопрос неоднозначный, сама концепция требует всестороннего анализа экспертов, а её реализация — принятия многочисленных законодательных актов и в России, и в Штатах. Вообще американцы предпочитают иметь у себя всё своё — от фундаментальных научных исследований до отработанных промышленных технологий. Поэтому воспользоваться нашим опытом в области обогащения урана для них было бы со многих точек зрения привлекательно.
— Есть и другие ядерные энергетические технологии, которые сегодня в мире бурно развиваются…
— Росатом в понимании иностранных партнёров и конкурентов — это комплекс, который имеет очень мощную научно-техническую базу, второй плюс — колоссальный практический опыт. Наши предприятия, пройдя путь от решения приоритетных оборонных задач до мирной сферы, выпускают уникальные продукты. Например, изотопы, чистые металлы, готовые изделия для различных областей промышленности. Вполне предсказуемы задачи TENAM по выводу этих продуктов и товаров на пока закрытые для нас рынки. Тут должна сработать простая потребительская логика: чем ближе и легче доступ к информации о производителе, тем быстрее результат и принятие решения. TENAM не просто представительство ОАО «Техснабэкспорт» — компания имеет право осуществлять коммерческую деятельность, что придаёт ей соответствующий статус и открывает широкие возможности. В том числе в части предложения различной продукции предприятий Росатома на американском рынке.
НАЙТИ СВОЮ НИШУ
— У любого рынка свои особенности. Как подобрать ключи к каждому?
— В структуре «ТЕНЕКС» — это торговая марка Техснабэкспорта — есть три департамента, нацеленных на продвижение и реализацию урановой продукции в страны Америки, Европы, Азии. Приняв однажды такую концепцию, мы подобрали специалистов, которые понимают особенности работы в конкретном регионе. Знают языки и национальную культуру. Партнёр всегда оценивается в человеческом общении, умение корректно и убедительно найти компромисс — очень важный фактор успеха на переговорах. Такие моменты и техническая квалификация серьёзно влияют на развитие бизнеса. «Региональная» концепция доказала свою эффективность. Пять дочерних компаний за границей сегодня образовали «внешний» периметр, если хотите, внешнюю сбытовую систему «ТЕНЕКС». Я считаю, что TENAM — пятый и завершающий элемент. При этом каждая компания имеет свою миссию, стратегию развития и понимание конечных целей.
— Что вы конкретно имеете в виду?
— Мы руководствуемся «планетарным» принципом: есть Техснабэкспорт и Росатом — это центр управления, центр принятия решений. И есть разнесённые по регионам пять дочерних компаний, пока не связанных друг с другом бизнес-процессами. Новая концепция состоит в том, чтобы выстроить не только вертикальное, но и горизонтальное взаимодействие, создав тем самым единую сбытовую сеть. Такая задача требует конкретного наполнения и осмысления, поскольку «дочки» работают в правовом поле разных стран. Но игра стоит свеч, так как это основные участники мирового ядерного рынка. Конечная цель — повышение эффективности. Компании, которые сегодня выполняют чисто представительские функции, рано или поздно превратятся в полноценные торговые структуры, осуществляющие коммерческую деятельность. Тогда речь можно вести о формировании складских запасов в регионах. Это не только гарантия своевременности, бесперебойности поставок. Оперируя финансовыми ресурсами, полученными на льготных условиях в одном государстве, можно увеличить эффективность всей системы. «Дочки» смогут создавать новые альянсы, совместные целевые предприятия. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что некоторые зарубежные компании закупают импортную продукцию только у того, кто имеет представительство в их стране. Но в любых новых образованиях наши структуры обязательно будут соблюдать интересы своих учредителей.
— То есть речь идёт о превращение сети в самостоятельный бизнес?
— Я бы сказал иначе. Сбытовая сеть должна быть управляемой и эффективной. И нам надо найти верный алгоритм, чтобы центр и «дочки» взаимодействовали ради достижения конкретных результатов, но не погрязли в рутинных процедурах согласований, проверок, отчётов. Конечно же, создав региональную дочернюю компанию, «ТЕНЕКС» стремится максимально использовать её ресурс, непосредственный доступ к источникам информации и близость к потребителю. Если «дочка» научилась работать с прибылью, она может и должна предлагать более сложные проекты и сама принимать в них участие. Например, логистика урановой продукции связана со многими сопутствующими и узкоспециализированными бизнес-процессами. Требуется поиск или производство особого транспортного оборудования, сама перевозка осуществляется кораблями, сертифицированными для грузов высокого класса опасности, необходимы различные проверочные, таможенные, надзорные и отчётные процедуры при пересечении границы. Сейчас всё это делают иностранные подрядчики, и мы тратим крупные суммы. Вполне допускаю, что некоторые функции могли бы взять на себя «дочки» там, где это оправдано и согласовано с материнской компанией. На практике многие проекты и задачи, которые выполняет сегодня «ТЕНЕКС», требуют не только финансирования, но и значительных интеллектуальных ресурсов, творческих идей и многолетнего экспертного опыта. Уверен, что не последнюю роль здесь будут играть пять наших дочерних компаний, в том числе американская TENAM.
Василий ЩУРОВ