Министр экономики и энергетики Болгарии Трайчо Трайков прокомментировал для болгарской студии БНТ развитие событий вокруг АЭС "Белене". Предлагаем вниманию читателей сокращённый перевод интервью.
Вопрос по Белене. Вы знаете, как журналист я стараюсь следовать логике вещей, переговорам, событиям… Но я должна признать, что если не буду оставаться на связи 24 часа в сутки, то окончательно потеряю нить этого проекта. А что уж говорить об обычном гражданине? Итак, хочет ли Болгария "Белене" или не хочет, будет ли от станции польза или не будет? Когда, в конце концов, станет ясно, Болгария будет строить "Белене" или нет?
Станет ясно, когда мы обновим проект рыночными и экономичными проектами и получим структурированное финансирование. От этого зависит, насколько успешным окажется проект.
Мы сможем тогда лучше понять, будет ли проект выгодным. Мы сможем принять во внимание динамику цен на выбросы парниковых газов и их влияние на общий уровень цен на продукцию ТЭС, которые конкурируют с АЭС.
Есть слишком много факторов, которые должны быть включены в финансовую модель. Мы помним, что говорить "гоп" нужно только после того, как перепрыгнешь. Поэтому мы двигаемся постепенно. На каждом этапе от нас требуется находить решение, основанное на имеющейся у нас информации.
Мы привлекаем к этой работе международного консультанта. Привлекаем сейчас, хотя сделать это надо было ещё в 2005 году.
Но если весь этот процесс раздумий и размышлений затянется бесконечно долго…
Он не может затянуться бесконечно долго.
Я спрашиваю Вас - установлены ли крайние сроки?
Консультанту потребуется несколько месяцев для завершения своей работы. Что до всего проекта, то проект состоится, если будет обеспечено финансирование. Если финансирования не будет, то и проекта не будет.
В то же время мы должны рассчитывать и на то, что наши партнёры будут вести себя конструктивно. С русскими есть проблемы - общение с ними иногда идёт медленно, они не отвечают вовремя. Когда что-то задерживается, или что-то им не по вкусу, то они пытаются объявить - вы, ваша сторона, виноваты. Например, виноват болгарский премьер-министр.
Так что всё далеко не просто. Но я как болгарский министр не допущу принятия мер, которые не являются хорошо обоснованными.
Говорят, переговоры с русскими идут трудно?
Они действительно жёсткие, и тактика переговоров с русскими весьма специфическая.
Кратко опишите наши пределы, в пределах которых мы можем варьировать позиции в ходе переговоров? В чём вы готовы идти на компромисс, и где вы не отступите ни при каких условиях при защите болгарских национальных интересов?
Во-первых, конечно… Я не понял, вы спрашиваете о "Белене" или о других направлениях?
Вопрос был по "Белене", но он же относится и к…
Есть вещи, применимые ко всем проектам, но и есть специфические, связанные только с АЭС "Белене".
Например, это вопросы о безопасности. Там компромисса абсолютно не может быть, и мы всё ещё ожидаем, когда "Атомстройэкспорт" сможет получить лицензию на технический проект от болгарского агентства по ядерному регулированию. Лицензии нет, и тем самым "Атомстройэкспорт" не выполняет свои обязательства.
Мы ожидаем от русских решения вопроса с лицензированием. А также ждём цены. На цену, которую они нам назвали, ни я, ни премьер-министр согласиться не можем.
Шесть миллиардов 300 миллионов евро.
Да… Я полагаю, что при цене около 5 миллиардов евро найти финансирование будет легко, проект станет банкируемым и может быть реализован.
Вы сейчас назвали цену, на которой вы могли бы ударить по рукам с русскими?
Это та цена, которая, на мой взгляд, соответствует нашим интересам.
Я уверена, что Вы читали "Wikileaks". Там опубликован секретный документ, подписанный американским послом в Софии госпожой Нэнси Мэлдауни (Nancy McEldowney). Он объясняет, почему компания RWE отказалась от участия в проекте "Белене" - потому что есть вопросы по безопасности будущей станции и потому что…
Нет, вы знаете, вы не поняли правильно. Вопрос стоит так. У них были подозрения или опасения в чём-то, и они хотели получить гарантии того, что их опасения беспочвенны.
Видимо, они не получили гарантий.
Каждый должен обдумать все опасности перед началом проекта.
Совершенно точно, они гарантий не получили. Вот в этом-то и проблема. Компания RWE не получала никаких удовлетворительных объяснений ни по возникавшим у них техническим или финансовым вопросам.