5 мая исполняется два года со дня постановки на вечный прикол атомного ледокола «Ленин» у причала возлеморского вокзала Мурманска. Событие стало точкой отсчёта в преобразовании первого в мире гражданского атомохода в памятник истории и культуры.
Впрочем, речь идёт о создании не просто музея, а настоящего центра, объединяющего людей разных профессий и интересов, для которых Арктика стала местом работы и жизни. На фоне сотен закрывшихся в последние десятилетия домов культуры и клубов, которым было уготовано стать всякого рода коммерческими заведениями, появление своеобразного памятника достижениям отечественного судостроительства может в полной мере считаться знаковым событием.
Об этом наша беседа с директором Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» Александром Тимофеевым.
– Люди старшего возраста помнят, как ледоколу «Ермак» выжигали внутренности перед отправкой на металлолом. В советское время не нашли денег на сохранение первенца арктического флота, построенного по проекту адмирала Макарова. А списанный атомоход «Ленин» даже в смутные 1990-е спасли и вот теперь дарят ему вторую жизнь. Как это удалось?
– Думаю, наступило понимание того, что прошлое неотделимо от настоящего и будущего. Мурманчане перестали бы себя уважать, если бы уникальный памятник флота при их молчаливом согласии пустили «на иголки». Надо сказать спасибо нашим землякам и всем работающим в Арктике отечественным предприятиям, которые материально и морально поддержали проект сохранения первого гражданского атомохода. Я лично этот факт считаю наглядным примером пробуждения национального самосознания. Другой вопрос, что на одном энтузиазме далеко не уедешь. Прагматичное время требует гарантий сохранения уникального объекта истории и культуры.
– Такие гарантии есть?
– Их не было, но в 2008 году атомный ледокольный флот передали в управление Росатому. Мы сразу ощутили весомую поддержку. Вскоре после постановки к городскому причалу на борту «Ленина» открылся Информационный центр по атомной энергии. Он создан по программе и на деньги государственной корпорации. Сошлись интересы ведомства и задачи сохранения российского влияния в Арктике. В центре с помощью суперсовременных технологий демонстрируются возможности и перспективы мирного использования ядерной энергии, а атомоход, этот гигантский исторический артефакт, подтверждает правильность выбранного пути энергетического развития цивилизации. Всё очень доходчиво и наглядно, когда рядом соседствует будущее и прошлое.
Кроме того, по программе ТАСИС Евросоюза подготовлена экспозиция «Кольский атом», посвящённая предприятиям и организациям атомной энергетики Мурманской области. Людям всё это очень интересно, на ледоколе побывало уже 60 тыс. посетителей.
– И что больше всего интересует гостей?
– История освоения Арктики. И ледокол, который сам является славной страницей истории, местом культурного общения жителей заполярного Мурманска. Но прежде всего атомоход выполняет просветительскую функцию. С министерством образования области мы заключили договор, и теперь занятия с ребятами ведутся регулярно, причём учебные программы помимо атомной энергетики касаются астрономии, физики, истории.
Взрослые приходят не только ради познавательных экскурсий, но и для обсуждения насущных вопросов. Предприятие Росатомфлота, которое эксплуатирует судно, расположено за чертой города, к тому же имеет ограниченный режим посещения, а поводов для переговоров об использовании атомного ледокольного флота много. Так что деловые встречи уже два года как переместились к нам. Всё чаще другие организации просят предоставить атомоход для конференций, семинаров, презентаций. Мы не отказываем, так как располагаем для этого техническими возможностями.
– С недавних пор у молодожёнов стало модным фотографироваться на фоне ледокола...
– Они ещё оставляют в ограде набережной замки, а ключи выбрасывают на счастье в Кольский залив. Кстати, сама набережная приобрела праздничный вид. У администрации города нашлись деньги на её реконструкцию. Сюда потянулись люди со всего Мурманска. И это только начало. Площадь обязательно превратится в место проведения массовых праздников, народных гуляний. Мы планируем в июне пригласить всех желающих, чтобы отметить годовщину со дня рождения Юрия Визбора, который многие свои стихи и песни посвятил Заполярью.
– А не случится ли так, что атомоход утратит своё предназначение как памятник достижениям отечественной науки и техники?
– Я считаю, что новая роль ледокола в общественной жизни только подчёркивает его нынешний статус. Те же деловые переговоры в бережно сохранённых уникальных интерьерах судна ненавязчиво покажут гостям города, на что способны северяне, заботящиеся о своём прошлом.
– В будущем ледокол должен получить статус музея. Что в этой связи изменится?
– У нас есть планы дальнейшего преобразования. В основе идея сделать акцент на культурно-историческом своеобразии самыми разными методами и средствами. Прежде всего это чёткое выделение территориальных зон, где решается та или иная задача. Для демонстрации первозданного вида ледокола будут отреставрированы некоторые жилые каюты, места для отдыха команды. Другие помещения, напротив, при необходимости будут переоборудованы для расширения площадей под экспозиции, посвящённые истории и развитию ледокольного флота и Арктике в целом.
Сейчас как раз разрабатывается концепция выставок, для которых отводится около тысячи квадратных метров. Здесь полёт фантазии проектировщиков и дизайнеров ничем не ограничен. Есть только одно условие: предлагаемые решения должны быть на уровне новейших мировых достижений в организации выставочной деятельности.
Что касается бизнес-центра, то он вместе со всей инфраструктурой будет отделён от помещений другого назначения. Кроме того, переговоры и встречи будут проходить в особом зале, оформленном с учётом морской тематики. Единственное, чего не будет на ледоколе, это гостиницы или ресторана.
Я считаю, что на данном этапе было бы полезно устроить общественные слушания по планам дальнейшей реконструкции, ведь атомоход – национальное достояние, независимо от ведомственной принадлежности. Мы предлагаем создать научно-консультативный совет и приглашаем все заинтересованные стороны к дискуссии. Впрочем, принимаем не только идеи, но и документы, реликвии, связанные с историей Арктики. Все артефакты бережно сохраним и обещаем, что они ещё послужат людям.