Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" уделяет большое внимание участию своих студентов в научной работе. Как это происходит на практике? Помогает ли развитие научной жизни вуза его продвижению к вершине мировых рейтингов? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал проректор по научной работе НИЯУ МИФИ Анатолий Петровский.
- Анатолий Николаевич, расскажите об основных направлениях научной работы НИЯУ МИФИ?
- Мы работаем в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, которые были утверждены указом Президента РФ в июле 2011 г. Конечно, у нас есть свои приоритеты: мы работаем в области физики высоких энергий, физики элементарных частиц, физики плазмы и лазерной техники. Сейчас мы начинаем понемногу разворачивать работу в области так называемой высокотехнологичной медицины. Большую работу мы проводим в области кибербезопасности.
- Кто выступает заказчиком Вашего научного труда?
— Во-первых, государство, которое заказывает нам работы через свои различные федеральные программы, российские научные фонды. Во-вторых, прямые заказчики в лице госкорпораций, в первую очередь, это «Росатом». И, в-третьих, это различные фирмы, которые работают на рынке высоких технологий.
- Насколько активно вы вовлекаете молодежь и студентов в решение научных задач?
— Поскольку весь процесс обучения в МИФИ построен на научном базисе, то у нас существует целая система вовлечения студентов в научную работу.
Мы стремимся к тому, чтобы научными исследованиями занимались, по крайней мере, все старшекурсники на этапе подготовки выпускной работы, которая, как правило, строится на конкретном научном результате. Но мы стремимся к тому, чтобы студенты начали заниматься наукой как можно раньше, чтобы как они как можно раньше могли определиться в своих интересах. Для этого мы выстроили в вузе специальную инфраструктуру.
Уже с пятого семестра наши студенты начинают выполнять научно-исследовательскую работу на разных кафедрах. Естественно, они занимаются исследованиями в процессе подготовки магистерских и дипломных работ. Для них действуют специальные студенческие конструкторские бюро.
Затем, как и во всех университетах, студенты получают возможность попробовать себя на ниве научного и технологического предпринимательства, организовать малое предприятие. У нас есть инжиниринговый центр, который занимается доводкой наших научных результатов до коммерческого продукта. Многие все студенты, в силу своих способностей и желания, так или иначе, в этой работе участвуют.
- Ваши выпускники сохраняют свои научные интересы после того, как оканчивают вуз?
— Это зависит от того, куда они уходят. Примерно 30-40% идет работать в систему «Росатома». Многие устраиваются в высокотехнологичные фирмы, связанные с «Ростехом», «Роснано». Много хороших выпускников остаются работать на кафедрах МИФИ, и во всех научных структурах вуза, о которых я говорил выше.
Как правило, в так называемом «бизнесе» наших выпускников очень мало. Желание работать в отраслях, не связанных с наукой и с полученной специальностью, появляется через несколько лет у тех молодых людей, которые чувствуют, что не могут себя проявить в своей сфере.
- МИФИ участвует в программе «5-100», и планирует войти в число ведущих мировых университетов. Какие шаги Вы предпринимаете для этого в научной сфере?
- Эта программа оказалась для нас достаточно сложной. Дело в том, что основные международные рейтинги, в первую очередь, рассчитаны на классические университеты и на университеты, которые имеют достаточно широкое поле научной деятельности.
В нашем вузе нет ни биологии в принятом для классических университетов объеме, ни медицины, ни других отраслей, которые сегодня широко представлены в международных рейтингах. Мы, конечно, боремся и за успех в общем зачете, но это нам тяжело.
МИФИ изначально был достаточно узкоспециализированным институтом, который занимался разными областями физики и астрономии. И в секторе своей специализации мы задачу правительства выполнили и в первую сотню вузов мира попали.
- Стимулируете ли Вы студентов и сотрудников вуза публиковать свои научные работы?
— Что касается цитируемости и количества статей на одного научно-педагогического работника – здесь наши показатели достаточно хорошие, мы находимся в первой пятерке, может быть, даже в первой тройке российских вузов.
Сегодня существует общая мировая тенденция, согласно которой цитируемость статей в сфере так называемых «наук о жизни» гораздо выше, чем в наших областях. Поэтому университеты, которые имеют медицинское и биофизическое направление, будут иметь приоритет во всех рейтингах, которые учитывают цитируемость.
Международные рейтинги придают большое значение международной мобильности студентов и преподавателей. Специфика ядерной физика такова, что в мире ей немного, кто занимается. Поэтому к нам сегодня приезжают студенты, в основном, из тех стран, где «Росатом» строит атомные электростанции, и мы готовим кадры по управлению этими станциями. Поэтому это несколько снижает наши международные показатели.
Я смотрю на это достаточно спокойно и считаю, что работать и строить развитие вуза ради места в рейтинге – это порочная практика. Развивать университет надо так, как мы сами считаем нужным. А место в рейтингах должно стать следствием наших конкретных достижений в выбранных нами областях.