«Чердак» приводит тезисы выступления в рамках «Времени эксперта» в Совете Федерации руководителя госкорпорации "Росатом" Сергея Кириенко о новых технологиях, эффективности и безопасности в ядерной энергетике.
1.Почему, несмотря на радиофобию, все больше и больше стран делают выбор в пользу атомой энергетики?
Ответ очень прост: таблетка ядерного топлива весит всего 4,5 грамма, но по энергетическому эффекту эквивалентна 350 кг нефти или 400 кг угля.
При сжигании 1 кг каменного угля выделяется 7 кВт-ч энергии, 1 кг газа — 14 кВт-ч энергии. Из 1 кг урана при этом можно получить 620 тысяч кВт-ч энергии, то есть в 90 тысяч(!) раз больше, чем при сжигании угля.
2. В чем преимущества АЭС по сравнению с другими источниками энергии?
— Возможность запасти энергию. Запасти эквивалентное по энергоемкости ядерному топливу количество угля или нефти просто невозможно. Например, для Китая есть такой прогноз: если страна не изменит топливный баланс, то всех китайских железных дорог не хватит, чтобы перевозить то количество угля, которое нужно для обеспечения экономики.
— Гибкость географии. Угольную станцию нет смысла строить более чем за тысячу км от угольного разреза, а атомную станцию можно построить именно там, где необходима энергия. Причина — в компактности топлива: запас, которого хватит на год, можно привезти одним самолетным рейсом. Подробнее о том, как производят ядерное топливо, можно прочитать в репортаже «Чердака».
— Предсказуемость цены. Чтобы построить завод, который будет окупаться 10—15 лет, нужно вложить миллиарды рублей. Поэтому для инвесторов очень важно заранее знать, сколько будет стоить энергия в течение всего этого срока. В случае энергии, полученной от не атомных источников (нефть, газ, уголь), ее себестоимость на 60—70% определяется стоимостью самого топлива. Для АЭС этот показатель не превышает 4—5%. Это означает, что изменения стоимости урана никак не влияют на стоимость киловатт-часа энергии. То есть при использовании атомной энергии потребитель (и инвестор) точно знают, сколько будет стоить киловатт-час энергии через 10—15 лет.
— Снижение выбросов углекислого газа. Атомная энергия помогает решить проблему изменения климата: все действующие сегодня и строящиеся в России атомные станции экономят 711 млн тонн выбросов CO2. Это примерно равно выбросам всех российских автомобилей за шесть лет. Подробнее о том, как АЭС помогут в борьбе с глобальным потеплением, можно прочитать здесь.
— Переход к новому технологическому укладу. Страна, которая получает в свое распоряжение атомную станцию, переходит на новый качественный уровень с точки зрения науки, технологии, промышленности, образования.
3. Кто основной зарубежный заказчик российской атомной энергетики?
Сегодня это развивающиеся страны: центры роста сместились из Европы в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, Африку и Ближний Восток. О программах развития атомных станций заявляют и страны, которые обладают огромными запасами углеводородов, например Бразилия, ОАЭ, Вьетнам, Саудовская Аравия, Алжир, Нигерия. Эти страны не владеют собственными технологиями и не готовят специалистов, поэтому им нужна гарантия, что поставщик технологии поставит самые надежные, самые безопасные и проверенные методики.
В атомной энергетике безопасность определяется референтностью: технологии, которые предлагает Россия, были опробованы на практике в течение длительного времени: созданные с их использованием АЭС безопасно работают уже долгие годы. Более того, страны-заказчики получают не просто станцию, а полную технологическую цепочку под ключ: обучение специалистов, помощь в создании национального законодательства, органов надзора, научно-исследовательских центров, связанную с атомной энергетикой промышленность, квалифицированный вывод из эксплуатации, утилизацию отходов.
4.Почему Россия — лидер на мировом атомном рынке?
— Референтность. На всех типах реакторов, которые установлены на АЭС, атомных ледоколах, атомных подводных лодках, исследовательских реакторах, наработано огромное количество реакторо-лет.
— Полное обеспечение топливом. Россия поставляет не только АЭС, но и топливо на любой необходимый срок. Благодаря тому, что помимо российского урана страна владеет его залежами еще и в Казахстане, и в Танзании, РФ может обеспечить топливом все существующие и строящиеся АЭС на весь срок эксплуатации. На долю России сейчас приходится 40% мирового обогащения урана.
— Полная технологическая цепочка. Сегодня российское машиностроение может произвести не только АЭС и топливо, но еще и 4-5 комплектов оборудования для АЭС в год.
— Вывод из эксплуатации и завершение цикла жизни. Это уникальный опыт, наработанный за время реализации федеральной целевой программы «Ядерно-радиационная безопасность» в 2008—2015 годах. В результате была создана единственная в мире технология вывода из эксплуатации уран-графитовых реакторов, на которых нарабатывался плутоний для ядерного оружия.
— Наличие самостоятельной политической позиции России. Это вызывает доверие и гарантирует надежность: решающим аргументом для одного из заказчиков стал тот факт, что «Росатом» достроил АЭС «Бушер» в Иране.
— Постоянное развитие и усовершенствование технологий. Ближайшее будущее атомной энергетики — реакторы на быстрых нейтронах (в прошлом году на Белоярской АЭС запущен новый реактор БН-800, а в Димитровграде официально началось строительство самого мощного в мире многоцелевого исследовательского ядерного реактора на быстрых нейтронах — МБИР). В качестве топлива для таких реакторов может служить не только уран-235, но и гораздо более распространенный уран-238. В природном уране всего 0,7% 235-го изотопа, остальное составляет 238-й. То есть для реакторов на быстрых нейтронах на Земле есть запасы топлива на тысячи лет. Более того, отходы «старых» тепловых реакторов также станут топливом для быстрых реакторов.
5. Зачем России строить АЭС за рубежом?
— При строительстве 4-блочной АЭС (пример — Египет) на время строительства загружены 24 тысячи рабочих мест в РФ, и на каждый рубль выделенного кредита (который возвращается по ставкам выше средних банковских) возвращается 1 рубль 80 копеек заказов российским предприятиям — топливо, обучение, услуги по выводу из эксплуатации. На каждый рубль приходится 54 копейки прямых доходов консолидированного бюджета РФ.
— Строительство АЭС за границей — это экспортный доход с высокой добавленной стоимостью.
— При строительстве зарубежных АЭС выстраиваются долгосрочные стратегические отношения с каждой страной-партнером.