В феврале министр Владимир Демчишин заявил, что надеется нивелировать зависимость от России по поставкам ядерного топлива через 2-3 года. Избежать такой зависимости правительство надеется за счет расширения сотрудничества с американской компанией Westinghouse. Сейчас ядерное топливо используется на энергоблоке №3 ЮУАЭС и ожидается решение о его внедрении на энергоблоке №5 ЗАЭС, которое на данный момент находится на рассмотрении Госатомрегулирования. В интервью Українським Новинам вице-президент Westinghouse Майкл Кирст подчеркнул, что производственные мощности компании на данный момент позволяют полностью обеспечить потребности всех энергоблоков АЭС, но для этого необходимо получить соответствующие лицензии от государственного регулятора. Также Кирст отметил, что на сегодня Украина является лидером по диверсификации поставок ядерного топлива в Европе. По его словам, с 2014 года Украиной был достигнут значительный прогресс в плане диверсификации, что можно считать достижением украинского правительства.
- Какая цель вашего визита на Украину?
- Решил, что это хорошая возможность проинформировать наших украинских партнеров о прогрессе проектов по повышению производительности украинских атомных реакторов.
Это, по сути, продолжение предыдущего визита, который был в октябре 2015 года, когда на Украину приезжали представители американского правительства, в частности министр торговли США Пенни Прицкер, и руководство компании Westinghouse. Тогда, кроме всего прочего, обсуждались усилия по повышению эффективности реакторов АЭС.
- Тогда речь шла об увеличении мощности энергоблоков ВВЭР-1000 до 110% от номинальной?
- Частично да. Второй момент, это то, что на сегодня украинские реакторы работают с коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ) порядка 70% и мы хотим помочь Украине повысить эти показатели до международных стандартов, которые в среднем равняются 90%.
- Сколько времени займет реализация этого проекта, имею в виду повышение КИУМ до 90%?
- Если мы сможем начать работы на всех реакторах одновременно - то это займет от 18 до 24 месяцев.
В то же время, какой вариант является сейчас приоритетным: на всех блоках одновременно или какая-то станция или блоки будут определены как пилотный проект?
Это зависит от наших украинских партнеров, насколько быстро они хотят реализовывать этот проект. Мы можем сделать модернизацию на всех реакторах одновременно.
Что касается проекта по повышению мощности до 110%, то он, скорее всего, будет начат немного позже по времени, поскольку "Энергоатом" сначала хочет завершить проекты по повышению безопасности реакторов, а уже потом повышать их мощность. Хотя они уже реализуют проект по повышению мощности до 104%.
- За счет чего буде увеличен КИУМ?
- Смотрите, если на Украине, например, текущий ремонт может длиться от 60 до 80 дней, то в Европе и США - стандарт ближе к 20-30 дням.
Этого можно достичь, во-первых, за счет более быстрой загрузки и выгрузки топлива. Во-вторых, за счет оптимизации ремонтных компаний, то есть перехода от реактивного ремонта до проактивного, когда больше внимания уделяется предварительному анализу износа различных частей реактора.
- К данному проекту планируется привлечение местных производителей, того же "Турбоатома", с которым недавно подписали меморандум?
- Конечно, мы будем привлекать местных производителей, в том числе нашу собственную компанию “Вестрон” (Харьков), о которой многие часто забывают. Конкретно с "Турбоатомом" более активное сотрудничество будет по проекту повышения мощности до 110% от номинальной, потому что это их специфика работы.
Какая приблизительно общая стоимость реализации этого проекта по повышению эффективности всех энергоблоков АЭС и за счет чьих средств предположительно может осуществляться финансирование?
Стоимость реализации проекта составляет около 200 млн долларов. В результате будет вырабатываться около 2 000 МВт электроэнергии, что приравнивается к мощности 2 новых ядерных реакторов. Финансирование будет осуществляться за счет зарубежных и украинских банков, которые еще предстоит определить. Проект считается весьма привлекательным для банков, поскольку предусматривает огромное увеличение мощности при очень низкой стоимости.
- Согласно действующему на данный момент контракту, запланирована загрузка топлива Westinghouse на 3 энергоблока. В случае положительных выводов Госатомрегулирования по эксплуатации топлива на энергоблоке №3 ЮУАЭС, поставок скольких партий можно ожидать в 2017 году?
- В апреле будет очередная инспекция топлива, и мы ожидаем на положительное решение Госатомрегулирования, поскольку топливо должно работать без каких-либо проблем. В случае положительного решения, в следующем году можно ожидать расширение поставок до 5-6 партий.
- В предыдущих интервью вы отмечали, что в 2014 году Westinghouse не располагала достаточными производственными мощностями для обеспечения топливом всех украинских энергоблоков. Как обстоит ситуация на данный момент?
- С 2014 года компания значительно расширила свои производственные мощности на заводе, который находится в Швеции. Кроме прочего, был создан отдельный отдел для производства топлива типа ВВЭР и на сегодня Westinghouse способен поставить топливо на все 13 энергоблоков (ВВЭР-1000) на Украине, если появится такая надобность. При этом, стоит заметить, что когда мы говорим, что компания способна, речь идет только о производственных мощностях, поскольку чтобы загрузить топливо в реакторы нужно иметь лицензию на загрузку, которой у компании на сегодняшний день нет.
Ранее компания проявляла интерес к оценке топлива для реакторов ВВЭР-440 (на Украине 2 реактора такого типа на Ривненской АЭС). Начались ли уже работы в этом направлении?
Есть значительный прогресс по топливу для реакторов типа ВВЭР-440. Именно Европейский Союз попросил Westinghouse разработать эти топливные сборки и они уже использовались на АЭС Ловииса в Финляндии. У компании уже есть модель топлива, которое работает на высоком уровне, но его нужно усовершенствовать. Для этого понадобится несколько лет.
- В случае проявления интереса со стороны Украины, сколько времени понадобится Westinghouse, чтобы начать поставки топлива типа ВВЭР-440 на украинские реакторы?
- Как я уже сказал, нам понадобится не больше чем пару лет, чтобы произвести топливо. Но после производства ещё нужно будет пройти процесс лицензирования на Украине. Если говорить уже о коммерческом использовании топлива ВВЭР-440, на постоянной основе “загрузка-выгрузка”, то это займет около 4 лет.
Хочу отметить, что кроме ВВЭР-440, ЕС попросил нас помочь с диверсификацией топливных поставок для реакторов типа ВВЭР-1000 и 2 недели назад компания подписала соглашение с Чехией о диверсификации поставок топлива для ВВЭР-1000. Это топливо очень похоже на то, которое используется на Украине, так что, по сути, на сегодня Украина является лидером по диверсификации поставок ядерного топлива в Европе.
- Ранее, в частности, премьер-министром Арсением Яценюком озвучивалась возможность финансировании поставок топлива Westinghouse за счет кредита Экспортно-импортного банка США и Корпорации частных зарубежных инвестиций (OverseasPrivateInvestmentCorporation, OPIC). Велись ли переговоры о таком финансировании и заметен ли прогресс?
- Нет, к сожалению, на сегодняшний день Эксиммбанк США как и OPIC закрыты для Украины, они не могут предоставлять Украине займы, что, естественно, усложняет вопрос. При этом хочу заметить, что на сегодня “Энергоатом” в полном объеме сам справляется с финансированием поставок топлива от Westinghouse и ему скорее всего не понадобятся кредиты. Кредит может понадобиться только в том случае, если им придется закупать топливо дважды: то есть если они покупают топливо у нас, но при этом не загружают его, и поэтому им приходится закупать топливо для тех же самых нужд, но только у российского поставщика. Конечно же, с нашей точки зрения таких ситуаций стоило бы избегать.
Минэнерго ставит под сомнение вопрос достройки энергоблоков №3 №4 Хмельницкой АЭС, учитывая состояние конструкций и профицита генеррирующих мощностей. Westinghouse как компания, которая в свое время допускала участие в этом проекте, видит на данные момент целесообразность достройки?
В прошлом мы возможно и выражали общий интерес к этому проекту, но никогда не были предметно в нем заинтересованы, потому что не считали его целесообразным по нескольким причинам: это и высокая стоимость, и время, которое необходимо, чтобы достроить эти блоки на ХАЭС. Именно поэтому на сегодняшний день мы предлагаем программу повышения мощности и эффективности украинских реакторов, поскольку эта программа позволит Украине получить ту же производственную мощности за намного меньшие деньги и короткое время.
- Заинтересована ли компания в инвестициях в добычу урановой руды на Украине?
- Нет, это не наш бизнес. Мы занимаемся высоко-технологическими ядерными технологиями. Но при этом я все равно прокомментирую, что это очень хорошая идея для Украины, потому что стоимость урана - это существенная часть стоимости всей топливной сборки, и чем больше собственного урана Украина будет использовать, тем дешевле будет обходиться топливо. Это хорошая инвестиция для страны. В структуре общей стоимости ядерного топлива, порядка 75% - это стоимость урана, включая последующую обработку и обогащение.
- Сейчас обсуждается отставка правительства, и если это произойдет то возможна и смена действующего руководства НАЭК “Энергоатом”, поскольку его назначает Кабмин. Может ли это отразиться на сотрудничестве между компаниями и имеете ли вы гарантии от высшего руководства страны, от Президента Порошенко или премьер-министра о неизменности курса на углубление сотрудничества Украины с Westinghouse?
- Мы не получали каких-либо гарантий от руководства страны, кроме того, что у нас с ними подписан контракт, который действует до 2020 года и Westinghouse собирается выполнить этот контракт. Хочу добавить, что с 2014 года был достигнут значительный прогресс в плане диверсификации поставок ядерного топлива на Украине, что можно считать достижением украинского правительства и менеджемента "Энергоатома".