3 ноября соглашение о консорциуме в сфере научного приборостроения подпишут пять ведущих российских технических университетов – НИЯУ МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИЭТ, Сколтех – и научно-исследовательский институт ВНИИОФИ. Накануне этого события мы беседуем с ректором Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимиром Шевченко о задачах и планах объединения.
- Какие основные проблемы отечественного научного приборостроения намерен решать консорциум?
- Любая научно-исследовательская деятельность требует приборной базы. Как говорил Дмитрий Иванович Менделеев, наука начинается там, где начинают измерять. Мы часто об этом не задумываемся, но приборы, которые помогают измерять, контролировать те или иные параметры – важнейшая ткань и науки, и производства. Количественное определение параметров – это основа основ как технологических процессов, так и научной деятельности. Не погрешу против истины, если скажу – состояние приборного парка, лабораторного оборудования – важнейший показатель уровня научно-технологического развития страны.
В Советском Союзе исторически отрасль научного приборостроения была довольно сильно развита: существовали специальные производства, методические разработки. До сих пор на многие советские приборы в музеях мы смотрим с большой теплотой, отдавая должное той изобретательности, с которой они были сделаны. В 1990-е годы вся эта индустрия перестала существовать. Произошло импортозамещение наоборот: значительная часть научного оборудования привозилась из-за рубежа, но это обстоятельство не воспринималось как проблема. Однако сегодня – в силу известных событий – часть каналов импорта закрылась, и вопрос научного приборостроения существенно обострился.
При этом нужно выделить ту нишу, о которой мы говорим. С одной её стороны, находятся, условно, пипетки и пробирки – для того, чтобы начать производить эти товары в России, не требуются специальные разработки, кроме того, какие-то из них вполне можно покупать в третьих странах. Другой край – приборы уникальные, например, такие, как Большой адронный коллайдер. Так вот, консорциум нацелен на большую нишу между этими полюсами. В ней находятся научные измерительные приборы, необходимые в количестве от десятка до тысяч штук. Это, например, спектрометры, осциллографы, вакуумная, криогенная техника, некоторого типа литографы и т.д., включая, конечно, их комплектующие и расходные материалы.
- В решении этой задачи какова ниша НИЯУ МИФИ?
- Вообще говоря, за последние десять лет к этому «снаряду» – задаче возрождения отечественного научного приборостроения – было уже несколько подходов. Инициатором нынешнего выступил ректор МФТИ Дмитрий Викторович Ливанов, который предложил нескольким ведущим университетам объединить свои усилия на этом направлении. Программа была активно поддержана министром науки и высшего образования России Валерием Николаевичем Фальковым. Первая задача заключалась в аналитической проработке и определении номенклатуры линеек нужных приборов. Эта работа уже во многом проделана.
А дальше каждый из участников взял на себя ответственность за некоторое подмножество задач – с тем, чтобы собрать кооперацию других вузов, академических институций и предприятий, заинтересованных в разработке и изготовлении опытных образцов и последующем их выводе в серийное производство. У НИЯУ МИФИ два больших блока ответственности: оборудование для измерения магнитных полей и оборудование для высокочастотных и быстропротекающих процессов (это большой класс приборов, связанный с явлениями, характерные времена для которых – от милли- до фемтосекунд). Это то, в чем у нас есть и задел, и компетенции.
- Задел выражается в конкретных приборах?
- В рамках программы уже разрабатывается ряд приборов. Например, в случае нашего университета это тандемный квадрупольный масс-спектрометр, который делает группа под руководством профессора Алексея Александровича Сысоева. Прибор уже существует, он производился и даже экспортировался. Но раньше ряд ключевых комплектующих в нём были импортными. Основная конкретная задача на сегодня – разработать их отечественные аналоги. Нет сомнений, что она будет успешно решена. Другой пример - измерительный комплекс для векторного синтеза и анализа сигналов и цепей беспроводных телекоммуникационных систем и электронной компонентной базы поколения 5G+, шифр «Вектор-М». Его реализацией занимается Инжиниринговый центр.
- А есть задача отечественного производства всего, что внутри подобных приборов?
- Нет, не думаю, что разумно говорить о полном импортозамещении всей «начинки» всех высокотехнологичных приборов. Наша задача не в том, чтобы, как говорится, из принципа всё тотально импортозаместить – это невозможно и не нужно, а в том, чтобы выработать своеобразный «иммунитет» отечественного научного приборного парка к геополитическим факторам. Несомненно, мы будем использовать компоненты из «дружественных» стран, стран БРИКС, с которыми ни научное, ни практическое сотрудничество не прерывается.
- Консорциум планирует решение только прикладных задач или вопросы государственного регулирования сферы, ее законодательного обеспечения – тоже будут прорабатываться?
- Это не исключено, поскольку история создания научных приборов не замыкается на каком-то одном ведомстве. Мы точно не хотим, чтобы этот проект закончился музеем лабораторных образцов, приборы должны пойти в серию и в итоге оказаться в лабораториях. В идеале – какие-то из них смогут иметь и экспортный потенциал.
Оптимальные решения требуют вовлечения помимо Минобрнауки и ведущих вузов, и Академии наук, и Минпромторга и, конечно, предприятий наших крупнейших технологических госкорпораций Росатом и Ростех. Это дело комплексное, а университеты могут выступить координаторами решения, в том числе, и правовых вопросов, включая темы программного обеспечения, интеллектуальной собственности, обратного инжиниринга и всего, что потребуется.