18 ноября 2022 года при поддержке Госкорпорации «Росатом» и АО «ТВЭЛ» состоялся технический тур на площадку АО «ВНИИНМ» (г. Москва). В центре внимания оказалась ядерная установка «У-5» – первая опытная установка СССР по извлечению плутония, которую в октябре этого года вывели из эксплуатации.
На мероприятии выступили заместитель директора Госкорпорации «Росатом» по госполитике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Александр Абрамов, старший вице-президент АО «ТВЭЛ» Михаил Зарубин, генеральный директор АО «ВНИИНМ» Леонид Карпюк, генеральный директор АО «АЭХК» Вячеслав Глушенков, заместитель директора ИБРАЭ РАН Игорь Линге. Также среди гостей на площадке присутствовали члены Общественного совета Госкорпорации «Росатом», эксперты интернет-портала фцп-ярб.рф, представители управы района Щукино города Москвы, местных и отраслевых СМИ, специалисты ООО ПК «САС» (организация выступала соисполнителем работ по выводу из эксплуатации установки У-5 совместно АО «АЭХК» и АО «ВНИИНМ»).
В интервью с Александром Абрамовым мы обсудили итоги завершившегося проекта по выводу из эксплуатации установки У-5, а также некоторые результаты и перспективы реализации ФЦП ЯРБ-2 в целом.
- Александр Анатольевич, какие принципиальные моменты при выводе из эксплуатации установки У-5 Вы могли бы выделить?
- Первым объектом, выведенным из эксплуатации на промплощадке АО «ВНИИНМ», стал научно-исследовательский корпус «Б». Он был очень сложным как технически (площадь застройки составляла почти 2,5 тыс. кв. м), так и с точки зрения радиационного и иных факторов опасности. Благодаря высокой квалификации специалистов, в 2015 году в рамках реализации еще «первой программы» (ФЦП ЯРБ-1) ликвидация корпуса «Б» была выполнена безукоризненно. Затраты составили 1,5 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1,1 млрд рублей. После завершения этих работ, в ходе ФЦП ЯРБ-2 специалистам ВНИИНМ удалось приступить к выводу из эксплуатации более сложных объектов, в том числе и к «У-5».
Установка У-5 была введена в эксплуатацию в 1946 году, а в 1947 году именно на ней был получен первый в СССР плутоний. На «У-5», вплоть до ее останова в 1965 году, был проведен большой цикл работ, отрабатывались все технологии будущих радиохимических производств. Особенностью таких объектов наследия радиохимии является то, что все они без исключения характеризуются высокой степенью и глубиной загрязнения технологического оборудования и строительных конструкций, стесненностью помещений, большими габаритами оборудования. Эти условия создают опасности получения значительных радиационных нагрузок на персонал при выполнении дезактивационных и демонтажных работ.
Согласно проекту, разработанному АО «РАОПРОЕКТ», стоимость вывода из эксплуатации установки У-5 составила 1,4 млрд рублей, однако в результате оптимизации проектных решений её удалось снизить до 1 млрд рублей. До начала реализации мероприятия в рамках ФЦП ЯРБ-2, ВНИИНМ собственными силами выполнил часть работ по дезактивации помещений, в результате чего общая сумма затрат составила 630 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 454 млн рублей. То есть работы по выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия ВНИИНМ обеспечены не только бюджетным финансированием: при поддержке АО «ТВЭЛ» привлекаются и внебюджетные средства. Так, в 2017 году на ВНИИНМ за счет средств специального резервного фонда Госкорпорации «Росатом» был дезактивирован и перепрофилирован под другие производства, не связанные с ураном, корпус № 53.
Тут важно отметить, что если по корпусу Б оценки стоимости работ по ВЭ колебались значительным образом, то в отношении «У-5», учитывая весь предыдущий опыт, специалистам удалось сразу выйти на реалистичные суммы, которые позволили в полной мере выполнить весь комплекс работ. Во многом успех проекта заключался именно в командной работе – в тесном взаимодействии государственного заказчика, управляющего дивизиона, эксплуатирующей организации и всех подрядчиков.
Важно, что и «У-5», и корпус Б были ликвидированы по варианту «зеленая лужайка», то есть с полным изъятием загрязненного грунта, фундаментов сооружений. По завершению работ были выполнены необходимые обследования и получены положительные заключения органов санитарного надзора.
Накопленный при выводе из эксплуатации объектов ВНИИНМ опыт убедительно продемонстрировал, что возможно надежное исключение негативного воздействия радиационного фактора на население, персонал и окружающую среду, даже в условиях плотной жилой застройки в непосредственной близости от объектов.
Полученный опыт будет активно использован и обогащён при выводе из эксплуатации объектов радиохимических производств (АО «СХК», АО «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк») и объектов ЯТЦ (АО «АЭХК», ПАО «НЗХК» и др.), включенных в реализацию мероприятий ФЦП ЯРБ-2.
А если говорить о ближайших планах, то к концу 2023 года на площадке ВНИИНМ должна быть завершена ликвидация корпуса Ж и участка радиоактивного загрязнения № 9. Эти работы выполняются также за счет привлечения внебюджетных средств.
- Каким образом в России сейчас работает система вывода из эксплуатации объектов «ядерного наследия»?
- Практикой доказано, что решение сложных государственных задач возможно только в условиях их координации и последовательной реализации на основе целевого планирования, сохраняя преемственность при реализации проектов.
Сегодня эксплуатирующие организации ориентируются на то, что они сами несут ответственность за вывод из эксплуатации своих объектов использования атомной энергии. Однако в отношении «старых» объектов, эту ответственность берет на себя и государство: в части обращения с радиоактивными отходами на законодательном уровне, в части вывода из эксплуатации – при рассмотрении и утверждении очередной целевой программы.
Первая такая программа включала в себя работы по объектам РНЦ «Курчатовский институт» (2002–2006 гг.). Тогда же, на рубеже веков, остро встал вопрос утилизации атомных подводных лодок и решения экологических проблем от прошлой деятельности на ФГУП «ПО «Маяк».
В 2008 году всё это сделало реальным начало системных работ по выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия в рамках «первой» федеральной целевой программы (ФЦП ЯРБ-1), которая продлилась до 2015 года и включала в себя объекты как промышленного сектора, так и научных институтов. 53 ЯРОО были переведены в безопасное состояние. На эти цели был выделен значительный объем бюджетного финансирования ФЦП - 18,7 млрд рублей, что составило 15% всего объема финансирования. Реализация ФЦП ЯРБ-1 позволила решить самые острые проблемы, уточнить основные количественные характеристики объектов ядерного наследия и получить оценки продолжительности и объема требуемых работ.
Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2035 года» (ФЦП ЯРБ-2) является логическим продолжением работ «первой» программы. Важность данной программы подтверждена принятым летом этого года решением продлить её реализацию до 2035 года. Цели ФЦП ЯРБ-2 уже гораздо более амбициозные: необходимо вывести из эксплуатации 76 объектов наследия (из них 7 ПУГРов, 2 ледокола, 26 крупных объектов ЯТЦ). Соразмерно поставленным задачам в 5 раз увеличено и федеральное финансирование по сравнению с ФЦП ЯРБ-1. На мероприятия, связанные с выводом из эксплуатации ЯРОО и консервацией пунктов хранения РАО, до 2035 года запланировано использовать около 95 млрд рублей, это 23% от общего бюджетного финансирования Программы.
- Как вы оцениваете, в целом, темпы реализации Программы и есть ли резервы для повышения эффективности при проведении работ по выводу из эксплуатации объектов?
- Темпы работ нормальные. По итогам каждого года реализации ФЦП ЯРБ-2 все целевые показатели были выполнены или перевыполнены. Даже те показатели и индикаторы, которые мы планировали к 2030 году, они достижимы. Такой результат достигнут за счет своевременного выполнения работ, грамотного планирования финансовых средств, постоянного мониторинга и своевременной оценки хода реализации Программы и возможных рисков отклонений. При выявлении значимых отклонений мы разрабатываем компенсирующие мероприятия, в том числе механизмы оптимизации и перераспределения финансовых средств, технологических, трудовых и временных ресурсов.
Что касается повышения эффективности: конечно, оно есть. Все-таки мы интенсивно занялись этой работой с 2008 года, уже 14 лет работаем, и опыт каждый раз накапливается. В дальнейшем мы будем делать это, само собой, лучше. При этом мы приступаем к достаточно сложным объектам. И мы их уже не боимся.
В настоящее время важным направлением системной организации работ по выводу из эксплуатации является развитие их методического и технологического обеспечения. Разработано и введено в действие руководство по безопасности, содержащее рекомендации по разработке концепции вывода из эксплуатации ОИАЭ. Разработаны рекомендации по планированию и проведению КИРО, планируется разработка отраслевых стандартов. Реализуется комплекс работ по созданию цифровых информационных моделей выводимых из эксплуатации площадок. Этот подход планируется сделать неотъемлемой частью планирования работ по выводу из эксплуатации. Разработаны ряд уникальных технологических решений по выводу из эксплуатации различных объектов ядерного наследия, например, технологии демонтажа уран-графитовых реакторов, включая опытно-промышленную реализацию технологических решений и методики паспортизации графитовых РАО.
Развитие новых технологий создает основания для цифровой трансформации в области бэкенда и позволяет нам постоянно повышать эффективность проводимых работ.
Хочу отметить, что на темпы реализации Программы существенное влияние оказывают внешние факторы, особенно изменение выделяемых на ближайшие три года объемы бюджетного финансирования. Это требует оперативного пересмотра стратегии и плана реализации практически всех мероприятий Программы, что возможно эффективно реализовать только на основе создания комплексных моделей проектов, проведения многовариантных расчетов и выбора наиболее приемлемого. Важным подспорьем в этом направлении является создание цифровых информационных моделей («цифровых двойников») объектов и моделирование с их помощью процесса вывода из эксплуатации.
- Какое влияние оказывают текущие события в политике и экономике на реализацию Программы?
- Определенное влияние, конечно, есть. Оно не столь значимое, как кажется: прежде всего, это сказывается на тех объектах, которые мы строим в рамках Программы. Потому что проектной документацией, конечно, было заложено, если не значительная, то достаточно весомая часть оборудования, которая имела либо зарубежное изготовление, либо комплектующие из зарубежных стран. Тем не менее, сейчас, в течение этого года, проекты пересматриваются. Очень хорошо работает программа импортозамещения. Мы со всем этим справляемся.
На те работы, которые являются для нас основой Программы: вывод из эксплуатации, обращение с РАО, обращение с отработавшим ядерным топливом, - там влияние минимальное. То есть мы спокойно переживаем все эти волнения.
- Какие организационные вопросы еще предстоит решить при проведении работ по выводу из эксплуатации объектов?
- Опыт, полученный при выводе из эксплуатации объектов ядерного наследия, выявил необходимость принятия ряда организационных мер, направленных на создание централизованной системы управления, использование оптимальных технических решений при проведении дезактивационных работ, обращении с образующимися при этом РАО и рекультивации территорий. Кроме того мы сейчас нацелены не просто на ликвидацию объектов, но и на последующий возврат территорий их размещения в хозяйственное использование субъектов РФ. Основой этой системы должен стать ФГУП «РАДОН», на который в 2018 г. возложены функции специализированного отраслевого оператора по объектам наследия. Пилотной площадкой для отработки этой системы явилась бывшая территория АО «ВНИИХТ» на Каширском шоссе в г. Москве. Работы по выводу из эксплуатации и реабилитации площадки, начатые в рамках ФЦП ЯРБ-1, продолжаются с акцентом в сторону проведения углубленных обследований, подготовки необходимой инфраструктуры и повышения эффективности проектных решений. Для этих целей используется цифровая информационная модель площадки, создание которой было начато в 2020 г. Сегодня рассматриваются варианты конечного состояния объекта, определяющее в том числе возможность использования площадки после вывода из эксплуатации объектов.
- Каковы перспективы ядерного наследия на предприятиях отрасли?
- На данный момент перспективы у нас достаточно хорошие.
С продлением сроков Программы до 2035 года мы увеличили наши планы работ, увеличили количество объектов, которыми мы будем заниматься. Есть разные оценочные данные, чего мы достигнем по окончанию Программы к 2035 году. Мы считаем, что около 50-60% проблем ядерного наследия будет решено. Финансирование Программы достаточно высокое. И у нас сейчас не вызывает никаких сомнений то, что мы достигнем своих целей.