17 октября 2008

Выступление С.В. Кириенко на Пленарном заседании 52-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ

News2-1 copy.jpg С.В. Кириенко News2-1 copy.jpg

Господин Председатель,

Примите поздравления с избранием Вас на высокий пост Председателя 52-й сессии Генеральной конференции.

Также хотел бы поблагодарить Генерального директора за его содержательный доклад при открытии нашей сессии.

Уверен, что Вы приложите все силы к тому, чтобы форум успешно выполнил стоящие перед ним задачи. Вы можете в полной мере рассчитывать на поддержку и сотрудничество российской делегации.

Приветствуем  государства Султанат Оман, Независимое государство Папуа-Новая Гвинея и Королевство Лесото в качестве новых членов МАГАТЭ.

Уважаемый г-н Председатель, уважаемые участники конференции!

Российская делегация прибыла на 52-ю сессию Генеральной конференции МАГАТЭ с настроем на активную и плодотворную работу. Главную задачу на ближайшую перспективу видим в обеспечении условий, при которых все государства-участники МАГАТЭ могли бы беспрепятственно и в полной мере пользоваться преимуществами мирного использования атомной энергии в соответствии с требованиями режима ядерного нераспространения.

Именно сегодня решается вопрос, в каком формате будет востребована и как будет строиться атомная энергетика в мире на новом этапе своего развития.

Рыночная конъюнктура на энергетических рынках еще, безусловно, будет колебаться, цены на нефть могут идти то вверх, то вниз, но очевидно, что возврата к эпохе дешевых энергоресурсов уже не будет. Аналогично, можно высказывать скепсис и продолжать научную дискуссию по поводу того, насколько реально влияют на изменение климата выбросы парниковых газов, однако решение о контроле над эмиссией СО2 является по своей сути правильным и должно активно внедряться.

В условиях, когда большинство возобновляемых технологий либо может играть комплиментарную роль, либо, как, например, биотопливо, приводит к еще более нежелательным, чем СО2, последствиям, атомная энергетика становится одним из немногих инструментов, который в промышленном масштабе позволяет решать одновременно и проблемы энергетической безопасности и удовлетворять требованиям Киотского протокола.

В силу этого курс на развитие атомной энергетики берут все новые и новые страны. О неизбежности ядерного ренессанса говорят сегодня все, хотя еще десять лет назад об этом говорили только отдельные аналитики.

Однако, как мы знаем, ряд технологий, связанных с развитием атомной энергетики, могут иметь двойное применение.

Если на первом этапе развития гражданское использование атомных технологий было доступно или державам ядерного клуба, или ограниченному числу развитых стран, связанных с этими странами тесными политическими отношениями, то сегодня спектр государств, сделавших заявку на развитие атомной энергетики, очень широк. При этом для многих соискателей обеспечение устойчивого энергоснабжения через сооружение АЭС это понятный механизм обеспечения устойчивости своего экономического развития и повышения благосостояния своих народов.

Вызов заключается в том, что нет ни одного реального основания (особенно с точки зрения международного права), чтобы ограничить их право на свободный, не дискриминационный доступ к мирным ядерным технологиям. При этом политическая ответственность требует принять все меры к тому, чтобы не допустить распространения технологий и материалов, создающих условия для производства ядерного оружия или в целях ядерного терроризма.

Господин председатель, уважаемые участники конференции!

В России принято принципиальное решение об интенсификации развития атомной энергетики. Мы предполагаем уже до 2020 года ввести более 26 крупных энергоблоков АЭС, что означает удвоение мощностей АЭС страны.

Для обеспечения реализации этой программы создана Госкорпорация «Росатом», являющаяся уполномоченным органом  по всем международным обязательствам и соглашениям, которые нес Росатом как Федеральный орган исполнительной власти России. Госкорпорация «Росатом» проводит государственную политику в области оказания государственных услуг и управляет государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, обеспечивает ядерную и радиационную безопасность, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования. В августе этого года в управление Госкорпорации был передан атомный ледокольный флот.

Правительство Российской Федерации определило Министерство природных ресурсов и экологии России как орган федеральной власти, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию безопасности при использовании атомной энергии. Ростехнадзору России сохранены функции по практическому контролю и надзору в этой сфере деятельности.

Важной частью нашей программы является масштабная программа подготовки кадров. На базе МИФИ (известного своими традициями и качеством подготовки) и ряда региональных учебных заведений создается Национальный ядерный университет.

Будем рады принять иностранных студентов и специалистов для подготовки и переподготовки кадров для национальных ядерно-энергетических программ стран-участниц МАГАТЭ. 

 

 

Господин председатель, уважаемые участники конференции! 

Важным направлением укрепления режима ядерного нераспространения является повышение эффективности контрольной деятельности МАГАТЭ. Действенным инструментом Агентства в этой области считаем Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях. В перспективе Доппротокол должен стать универсальной нормой проверки соблюдения государствами обязательств по ДНЯО, а также существенным новым стандартом в области ядерного экспорта.

Россия ратифицировала Доппротокол в октябре 2007 года. Рассчитываем, что все страны, которые еще не  присоединились к этому важнейшему документу, и в первую очередь, те из них, которые осуществляют значимую ядерную деятельность, сделают это в возможно короткие сроки.

Российская Федерация оказывала, и будет далее оказывать помощь Агентству в укреплении системы гарантий МАГАТЭ через свою национальную программу научно-технической поддержки гарантий.

Поддерживаем решение Совета управляющих МАГАТЭ об одобрении проекта соглашения между Индией и МАГАТЭ о применении гарантий. Его подписание, вкупе с решением ГЯП, означает, что сделан важный шаг на пути расширения сотрудничества с Индией в области мирного использования атомной энергии.

Важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности отдельного государства и международного сообщества в целом сегодня является способность адекватно и своевременно реагировать на угрозу ядерного терроризма.

Значительный вклад в решение этой задачи вносит Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма. Сегодня Инициатива приобретает глобальное измерение. Ее участниками уже стали 75 государств. Это положительный пример того, как можно взаимодействовать в современном мире, противодействуя новым вызовам и угрозам.  

Российская Федерация ратифицировала Поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала. Мы призываем государства, которые еще этого не сделали, по возможности скорее подписать и ратифицировать как Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, так и Конвенцию о физической защите ядерного материала и поправку к ней.  

Необходимо отметить важность систематических усилий МАГАТЭ, направленных на укрепление  режима физической ядерной безопасности в мире. В этой связи мы поддерживаем реализацию Плана Физической Ядерной Безопасности МАГАТЭ на 2007-2009 годы и со своей стороны готовы оказывать всемерное содействие деятельности Агентства и совершенствовать параметры нашего практического взаимодействия в этой сфере. В России принято принципиальное решение о выделении, начиная со следующего года, значительного добровольного взноса в Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ.

Большое значение придаем осуществлению проектов техсотрудничества, связанных с вывозом высокообогащенного уранового топлива исследовательских реакторов советского производства. В 2007 топливо вывезено из Вьетнама, Польши, Чехии.

Российская Федерация намерена оказать содействие Украине в повышении безопасности площадки Чернобыльской АЭС, ускорению начала вывода объекта из эксплуатации. Мы предоставим на эти цели 17 млн. долларов США в Счет ядерной безопасности и Чернобыльский фонд “Укрытие”.

Важным направлением деятельности Агентства является осуществление Программы технического сотрудничества. Российская Федерация вносит и намерена вносить добровольные взносы  в Фонд технического сотрудничества в объеме 100%.

В качестве практического шага в укреплении безопасности Российская Федерация намерена оказать содействие Республике Армения в повышении безопасности Армянской АЭС в рамках программы технического сотрудничества МАГАТЭ и предоставит на эти цели 10 млн. долларов США.

Господин председатель, уважаемые участники конференции!

Вопросы гарантированного предоставления услуг в сфере ядерного топливного цикла рассматриваются в Российской Федерации в качестве ключевых для широкомасштабного развития атомной энергетики. Мы высоко оцениваем ту роль, которую играет МАГАТЭ в продвижении многосторонних подходов к услугам ЯТЦ, поддерживали и будем поддерживать Агентство в этом направлении. Мы готовы работать со всеми заинтересованными странами над уточнением и совмещением инициатив в области многосторонних подходов к ядерному топливному циклу, где это возможно и осуществимо.

Мы последовательно реализуем заявленную Президентом РФ инициативу по созданию глобальной инфраструктуры атомной энергетики, позволяющей обеспечить равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения ядерного оружия. Для достижения поставленных в этой инициативе целей на территории Российской Федерации на базе федерального государственного унитарного предприятия «Ангарский электролизный химический комбинат» в 2007 создан Международный центр по обогащению урана (МЦОУ) совместно с Республикой Казахстан.

Мы признательны МАГАТЭ за положительную оценку российской инициативы и, в частности, создания МЦОУ.

Центр открыт для присоединения третьих государств без каких-либо политических условий.  В этой связи хотел бы проинформировать уважаемых участников Генконференции, что Правительства Армении и Украины приняли решение о присоединении к этой инициативе, и в настоящее время идет работа по юридическому оформлению членства этих стран в МЦОУ.

В январе 2008г. МАГАТЭ было официально проинформировано о включении ОАО «МЦОУ» в список российских предприятий ядерного топливного цикла, в отношении которых возможно применение гарантий МАГАТЭ.

Ожидаем, что до конца 2008г. ОАО «МЦОУ» получит все необходимые разрешения и лицензии для осуществления практической деятельности в качестве поставщика продукции и услуг.

Кроме этого мы поддерживаем инициативу Генералного директора МАГАТЭ М.Эльбарадея и продолжаем работать над формированием гарантийного запаса низкообогащенного урана в объеме до двух полных загрузок реакторов установленной мощностью 1000 МВт, хранение которого планируем, по согласованию с МАГАТЭ, доверить МЦОУ. Считаем, что российское предложение о формировании гарантийного запаса обогащенного урана при МЦОУ под эгидой МАГАТЭ позволит отработать на практике новый механизм концепции «гарантированных поставок».

На сегодняшний день уже имеется ряд идей о создании гарантийных запасов. Видимо, назрела необходимость рассмотреть целесообразность совместной выработки общих подходов и принципов, которые бы лежали в основе реализации таких инициатив.

Со своей стороны хотели бы поделиться нашим видением таких принципов. По нашему мнению, создание гарантийного запаса:

-  должно способствовать укреплению режима нераспространения ядерного оружия и не противоречить правам и обязательствам государств, а также  признанным нормам и правилам в области нераспространения ядерного оружия;

-  должно способствовать расширению использования атомной энергии в мирных целях, особенно в развивающихся странах;

-  не должно подрывать рыночные механизмы в области мирного использования атомной энергии;

-  должно идти в русле концепции о многосторонних подходах к ядерному топливному циклу;

-  не должно ставить принятие решения о выделении НОУ из гарантийного запаса в зависимость от политических соображений или оценок;

-  должно соответствовать стандартам и мерам безопасности МАГАТЭ, Правилам физической защиты.

Надеемся, что наше предложение послужит началу широкой и конструктивной дискуссии и в конечном итоге поможет прийти к общему согласию относительно принципиальных подходов к реализации идей о создании гарантийных запасов

Господин председатель, уважаемые участники конференции!

Один из примеров успешного сотрудничества - это реализация международного проекта МАГАТЭ по инновационным реакторам и ядерному топливному циклу - ИНПРО, инициатором которого была Россия. Мы высоко оцениваем его развитие и признание международного авторитета.

Мы поддерживаем усилия Секретариата МАГАТЭ по бюджетному финансированию этого проекта и призываем все страны - участницы  проекта приступить к его прямому финансированию на долевой основе. Российская Федерация намерена продолжать оказывать всестороннюю поддержку ИНПРО, включая финансовую.

ИНПРО предоставляет возможность для объединения всех заинтересованных стран-участниц, как обладателей, так и пользователей технологий, для совместного рассмотрения путей удовлетворения энергетических потребностей. В этой связи мы поддержали осуществление в ходе 2-й фазы проектов совместных исследований по таким направлениям, как оценка роли инновационных систем ядерных реакторов и топливных циклов в национальных, региональных и глобальных сценариях дальнейшего развития и расширения использования атомной энергии;  международная инфраструктура атомной энергетики.

Мы поддерживаем деятельность МАГАТЭ по содействию странам-участницам в развитии национальной инфраструктуры, необходимой для внедрения атомной энергетики.

В этой связи предлагаем интегрировать разработанную и апробированную в рамках проекта ИНПРО методологию оценки ядерно-энергетических систем в рекомендации МАГАТЭ по развитию инфраструктуры, необходимой для эффективной и устойчивой реализации национальных ядерно-энергетических программ. Полагаем, что в дальнейшем, платформа ИНПРО могла бы стать основой новых форм партнерства, обеспечивающего совместную работу стран-участниц МАГАТЭ по созданию условий для внедрения инновационных ядерно-энергетических систем.

Господин председатель, уважаемые участники конференции!

Россия последовательно выступает за дальнейшее укрепление роли и авторитета Агентства, за развитие взаимодействия с МАГАТЭ. В этой связи отмечаем созвучные выводы комиссии видных деятелей по докладу «МАГАТЭ 20/20 – видение будущего». Нам видится роль МАГАТЭ как международного центра, способствующего странам-участницам в освоении и использовании ядерно-энергетических технологий, анализирующего глобальные перспективы и направления развития АЭ, разрабатывающего сценарии такого ее развития и новые формы внедрения, включая инновационные технологии, обеспечивающие укрепление режима нераспространения и безопасности.

В заключение позвольте пожелать Агентству, его Генеральному директору дальнейших успехов в многоплановой деятельности в области мирного использования атомной энергии, а участникам 52-сессии Генеральной конференции успешной и плодотворной работы.

Спасибо за внимание.