В ЮАР будет снят гриф секретности с определённых документов, относящихся к периоду военной ядерной программы, которая реализовывалась режимом апартеида. Такое решение принял верховный суд страны.
Впрочем, исследователи могут не рассчитывать на сенсации. Постановление суда касается лишь записей о персональных дозах и других медицинских документов для 62-летнего Тилмана Ру, бывшего работника обогатительного завода.
В 70-80-ые годы Ру трудился на благо частного субподрядчика южноафриканской атомной корпорации NECSA. Теперь он через суд добивается от атомного ведомства компенсации за ущерб, который, как он считает, был нанесён его здоровью в годы его профессиональной карьеры.
NECSA отказывалась предоставить суду медицинские данные Ру, ссылаясь на соображения секретности. Теперь такого аргумента у неё не осталось. Вслед за Ру, в суд на корпорацию может подать ещё до 500 бывших оружейников ЮАР.
Официальный старт тайной военной ядерной программы ЮАР был положен в 1971 году решением премьер-министра Карла де Вета. Производство обогащённого урана для военных целей велось на разделительном заводе "Y-plant" - том самом, где трудился Ру.
Программа была свёрнута, а весь созданный в Южной Африке ядерный арсенал демонтирован после подписания в 1988 году соглашения между ЮАР, Кубой и Анголой о признании независимости Намибии и выводе из региона кубинских войск, положившего конец десятилетнему вооружённому конфликту между режимом апартеида и социалистической чёрной Африкой.
Международные инспектора подтверждают, что у ЮАР более не наблюдается военных ядерных амбиций. В то же время, Претория до сих пор не раскрыла мировому сообществу многих деталей своего атомного прошлого. Поэтому рассекречивание любого документа, связанного с ядерной программой апартеида, вызывает интерес у исследователей.