После трёх лет ожесточённых дипломатических схваток ядерная сделка Индии и США вступила в силу. Индия вернулась на мировой ядерный рынок. Но американские компании не могут воспользоваться этим успехом политики, так как на их пути по-прежнему остаются препятствия, пишет Вашингтон Пост.
На прошлой неделе в Индии побывала крупнейшая по составу деловая делегация из Соединённых Штатов. Она встречалась с высокопоставленными индийскими чиновниками, законодателями и атомными менеджерами. Итог её пребывания таков - американцам потребуется не менее 2-3 лет, чтобы полностью устранить все препоны, завершить коммерческие переговоры и подписать контракты с индийской стороной.
В прошлом году ядерная сделка США и Индии была успешно завершена после снятия с Дели ограничений на участие в международном атомном сотрудничестве, вытекающих из строгих правил ГЯП. Сделка обещает создать новый региональный сектор в атомной торговле стоимостью свыше 100 млрд долларов - столько денег Индия может потратить на закупки импортных реакторов.
"Прохождение соглашения "123" с Индией и придание ему силы закона стало подвигом, достойным Геракла. Но теперь мы видим, как много работы ещё осталось несделанной, и насколько сложной она окажется для американцев. Мы надеялись, что сможем перейти к бизнес-отношениям с Индией намного быстрее", - признаётся Тэд Джонс, директор отделения энергетики в индо-американском деловом совете.
Часть задержек связана с тем, что американские атомные компании обязаны соблюдать строгие законы США, запрещающие им делиться технологиями с индийцами до получения необходимых бюрократических одобрений.
Вторая проблема касается Индии. В Дели настаивают, чтобы Соединённые Штаты дали индийцам право перерабатывать ОЯТ американского производства, причём сделали бы до начала поставок реакторов и ядерного топлива из США. В дополнение к этому, у Индии нет достаточных законов по ограничению компенсаций за ущерб и по защите интеллектуальной собственности.
Пока эти проблемы не устранены, американцы будут отставать от своих конкурентов из Франции и России, так как последние не чувствуют себя связанными подобными ограничениями.
Вносить изменения в законодательство нынешнее правительство Индии, скорее всего, не станет или не успеет сделать этого. В апреле в Индии пройдут очередные парламентские выборы.
"Закон об ответственности за ущерб (от ядерных объектов) - это серьёзная инициатива, и его невозможно принимать в спешке только из-за того, что американские компании торопятся. Индия - демократическая страна, и законопроект должен обсуждаться парламентом. До выборов остаётся мало времени, чтобы успеть сделать это", - считает парламентарий Мабел Ребелло, встречавшийся с американской делегацией.
Ребелло напоминает, что вопрос об ответственности промышленности за последствия аварий для Индии является крайне чувствительным, так как эта страна имеет горький опыт аварии на химическом производстве в Бхопале (1984 год). Для американцев, в свою очередь, наличие подобного законодательства в стране-партнёре необходимо. А вот государственные атомные компании из Франции и России могут заключать контракты и без таких законов, потому что за них, в случае нужды, вступятся их правительства.
Следующая задержка - необходимость внесения поправок в индийский закон по атомной энергии. Индийцам требуется в законодательном порядке признать патенты, выданные частным компаниям. На то, чтобы обсудить и принять такие поправки, уйдёт более года.
"Простая истина заключается в том, что французы и русские нас обошли. Они уже знают, какие площадки отведены в Индии для их реакторов", - говорит Майкл Гэдбоу, член делегации и профессор центра права при университете Джорджтауна.
Индия заверяет Соединённые Штаты, что выделит американским атомщикам, как минимум, две площадки и выдаст заказы на 10 ГВт(эл.) АЭС. Но Гэдбоу утверждает, что американцы до сих пор не знают, где расположены эти площадки.
В свою очередь, американцы находятся в непростом положении на любых переговорах с индийскими коллегами. Все операции по ядерному экспорту из США подпадают под действие так называемых лицензионных требований "Part 810".
"Это разрешение, которое нужно получать для того, чтобы убедиться - переданные из Америки информация и технологии не будут перемещены или использованы на тех ядерных объектах Индии, которые не ставятся под гарантии", - уточняет Мина Мютьяла (Meena Mutyala), вице-президент "Вестингауза" по индийскому направлению.
О негативных последствиях "Part 810" жалуются источники из "General Electric" и "Вестингауза". А Садхиндер Такур (Sudhinder Thakur) из ядерно-энергетической корпорации Индии, описывает возникающие сложности следующим образом: "Мы (индийцы) открыты для переговоров. Но в американских законах есть ограничения, которые пока не позволяют компаниям из США говорить с нами в открытую о технических спецификациях их продуктов. Но нам-то для коммерческих переговоров такая информация нужна обязательно!".
Дэрил Кимбалл (Daryl G. Kimball) из вашингтонской нераспространенческой ассоциации "Arms Control Association" утверждает, что правительство США всё ещё проводит консультации с индийцами о том, каким образом обеспечить надёжный контроль за передачей технологий.
Наиболее принципиальный спор - как и ожидалось - касается права Индии на переработку ОЯТ, получающегося после использования в реакторах топлива, которое может быть поставлено из США. Переработка необходима Индии для успешной реализации своей трёхэтапной ядерной программы, включающей в себя создание быстрых бридеров. Но эта технология связана с повышенными рисками в плане распространения.
Тэд Джонс подтвердил, что глава индийского атомного ведомства доктор Анил Какодкар дал понять американской стороне - коммерческие контракты могут быть заключены только после завершения переговоров по вопросу о праве на переработку.
"Это означает, что американские поставщики ядерного топлива будут в ближайшие годы лишены возможности продавать уран в Индию. А ведь Индия остро нуждается в уране", - сокрушается Джонс.
Сотрудник одной из американских атомных компаний, попросивший не называть его имени, сказал, что добиться соглашения с Индией по праву на переработку при новой администрации США будет очень и очень непросто, так как в команду Обамы входит слишком много "нераспространенческих царьков".