Все больше стран в мире выступают с инициативами по присоединению к ядерному клубу. Развитие мирного атома для них - это не только возможность обзавестись относительно дешевым источником энергии, но и способ увеличить свой вес на международной арене. В свою очередь, за освоение новых территорий борьбу ведут 4 компании - гиганта. За каждой из них стоит страна-«передовик производства» атомной энергетики. Для государств, находящихся в локомотиве этой отрасли, продажа ядерной технологии становится шансом установить свое влияние в новых землях атомной карты мира. В числе основных игроков этого рынка есть и Россия.
Впервые официально с идеей использовать атомную энергию в мирных целях выступил американский президент Дуайт Эйзенхауэр. Произошло это в 1953 году, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Год спустя в российском Обнинске заработала первая АЭС. Сегодня, по данным исследовательского центра МАГАТЭ, в мире насчитывается уже 438 атомных реакторов. И это далеко не предел. Мировой рынок мирного атома находится в состоянии бума.
Стремление стать ядерной державой не останавливает даже глобальный экономический кризис. Более того, в его условиях падают цены на строительно-технические работы. Считается также, что вложения в атомный сектор простимулируют развитие национальной экономики. Кроме того, развитие ядерной энергетики может стать одним из способов решить проблему диверсификации источников энергии. Дискуссия о диверсификации особо обострилась в Европе после газового конфликта между Россией и Украиной, когда без тепла в своих домах остались десятки тысяч европейцев.
В настоящее время в мире строятся 44 ядерных реактора. Так, в минувшем году к сооружению 6 АЭС приступил Китай. По 2 новых реактора начали возводить в России и Южной Корее. По оценкам МАГАТЭ, к 2020 году может быть построено до 130 новых энергоблоков. В таком случае на АЭС будет вырабатываться до 30% мировой электроэнергии. Сегодня этот показатель в 2 раза меньше и составляет 15-17%. Объем инвестиций, которые могут быть вложены в строительство новых реакторов, колеблется от 100 до 300 млрд долларов США.
Пока же атомные электростанции действуют в 31 стране мира, или в 16% государств, входящих в ООН. Самый внушительный парк энергоблоков среди них принадлежит США. Там работают 104 реактора. На втором месте - Франция, у нее - 59 атомных электростанций. Тройку лидеров замыкает Япония. В Стране Восходящего Солнца действуют 55 ядерных реакторов. Наконец, на четвертом месте - Россия, в активе которой 31 энергоблок.
Самой «ядерной» державой можно по праву назвать Францию. Почти 77% электроэнергии в этой стране производится атомными электростанциями. В Литве этот показатель равен около 64%, а в Словакии и Бельгии - более 54%. Что касается нашей страны, то здесь доля ядерной энергии на энергобалансе страны составляет 16%. В стадии строительства в России находятся 7 реакторов, что к 2020 году должно увеличить показатель электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, до 20-30%.
О намерении вступить в клуб мирного атома заявили Белоруссия, Вьетнам, Египет, Индонезия, Иран, Казахстан, Марокко, Польша, Турция и многие другие государства. Турция сегодня завершила согласование контракта с Россией на строительство четырех блоков АЭС мощностью по 1200 МВт, в нынешних ценах проект может стоить 18-20 млрд долларов. Правительство Швеции, в которой в течение почти трех последних десятилетий действовал запрет на развитие ядерной энергетики, недавно заявило о планах снятия санкций с атомной отрасли. Стоит отметить, что за годы запрета шведы закрыли всего 2 реактора. Десять других продолжали работать, производя до 50% всей энергии в стране. Если запрет все-таки снимут, то у атома есть возможность доминировать на шведском энергобалансе.
Активно свою ядерную программу развивает Иран, чьи успехи в этом направлении стали головной болью мирового сообщества. Исламская республика утверждает, что ей нужен лишь мирный атом. Однако наличие в стране ядерной технологии означает гипотетическую возможность вхождение в число держав, обладающих ядерным оружием. Поэтому наличие в стране технологии даже мирного атома усиливает военную мощь государства.
Однако те, кто выступает за развитие атомной энергетики, в качестве главного довода обычно приводят ее экологическую чистоту и экономичность производства в сравнении с ее нефтяными, газовыми и угольными аналогами. Так, Всемирная атомная ассоциация утверждает, что за последнее время значительно сократились расходы на сооружение АЭС. Произошло это за счет стандартизации строительства и введения новых технологий, уменьшающих сроки возведения станций и энергоблоков (например, использование композитных модулей, предварительно изготовленных, позволяет иногда на 50 процентов сократить время выполнения отдельных работ, - это, в частности, касается монтажа крупногабаритного оборудования и строительных конструкций). Противники использования атомной энергии ссылаются на проблему утилизации ядерных отходов, угрозу распространения атомного оружия и вопросы безопасности.
Особенно быстрыми темпами развивается азиатская часть атомной карты мира. Сегодня в 8 государствах Азии работает 103 атомных энергоблока, а к 2020 году, по разным оценкам, планируется сооружение от 40 до 80 новых реактора. Тон в этом регионе задают Индия и Китай. Так, в Поднебесной сегодня работают 11 реакторов - по их количеству у Китая 4-й результат в мире. В стране также ведется строительство еще 11 энергоблоков.
Именно с расширением присутствия на китайском и индийском рынках связывают свои надежды крупнейшие игроки на рынке строительства АЭС, в том числе и российский «Росатом». Сегодня его доля в мире равна примерно 20%. С учетом ядерного ренессанса потенциал для ее увеличения, безусловно, есть. Однако свою нишу России приходится завоевывать в жесткой конкурентной борьбе.
Основные соперники «Росатома» - это такие гиганты, как 2 американо-японских консорциума - General Electric - Hitachi и Toshiba-Westinghouse, а также группа AREVA NP. Она появилась на рынке в результате объединения крупнейших компаний Франции и Германии - Framatome и Siemens. Однако в конце января этого года недовольные статусом младших партнеров немцы продали 34% своих акций AREVA NP и покинули группу. На прошлой неделе «Росатом» и Siemens подписали меморандум о сотрудничестве, с помощью которого компании надеются расширить свое международное присутствие. Сегодня «Росатом» строит АЭС в Болгарии («Белене»), Иране («Бушер») и Индии («Куданкулам»). Siemens поможет российской корпорации проникнуть в Западную Европу, а «Росатом», в свою очередь, «откроет» для Siemens азиатские и ближневосточные рынки.
Работу на европейском направлении для России осложняет поддержка Евросоюзом проекта АЭС с реактором EPR (European Pressurized Reactor), продвигаемым теперь уже полностью французской AREVA. В 2005 году EPR начали строить в Финляндии, но французский гигант опаздывает с завершением проекта. Вместо 2009 года реактор планируют запустить на 3 года позже. Это не мешает лидеру европейского атомного рынка продвигать свою технологию в других странах. Так, AREVA планирует строительство EPR в Великобритании, Китае и Индии, с которой в прошлом году был снят запрет на доступ к рынку атомной энергии. Новые реакторы в Индии будет сооружать и «Росатом». В декабре прошлого года Индия и Россия подписали соглашение о строительстве 4 дополнительных энергоблоков. Однако Дели заключил договора и с другими лидерами отрасли - Францией и США, компании которых также начнут сооружение индийских АЭС. Индия стремится диверсифицировать своих поставщиков, т.е. принять участие в строительстве могут почти все основные мировые игроки. Таким образом, индийские власти пытаются нейтрализовать влияние на своей территории со стороны стран-лидеров отрасли.
С момента речи президента США «Атом для мира» и появления первой АЭС в России прошло более полувека. Ядерная отрасль, по мнению экспертов, переживает свой ренессанс. Все больше государств пытаются повысить свою значимость и независимость на международной арене путем присоединения к ядерному клубу. Крупнейших игроков на рынке мирного атома в такой ситуации ожидают многомиллиардные контракты. За них участникам рынка придется «сойтись в бою». И это не просто борьба между компаниями, пытающимися увеличить свою долю на рынке. Ядерная отрасль - это сфера большой политики, где векторы развития определяются не только лидерством в технологии, но и, не в меньшей степени, политическими факторами и отношениями между странами.