9 апреля 2020

Погружение в недра самой большой в мире атомной подлодки

Что такое акула? Понятное дело, это рыба и весьма опасная. Она имеет большое количество острых зубов, способных в считанные секунды лишить свою жертву жизни. Фото: "Википедия"
Это тяжелый атомный подводный ракетный крейсер ТК-208 "Дмитрий Донской". Это единственная в стране ходовая подводная лодка проекта 941, до сих пор способная выполнять поставленные задачи. И еще у нее известно точное количество зубов - 20 баллистических ракет и большое количество торпед и ракето-торпед. По фотографиям сложно ощутить масштабы корабля, но, чтобы это сделать, нужно приглядеться. Видите на снимке выше маленькие оранжевые точки? Это экипаж подводного крейсера готовится к швартовке
Масштабы действительно впечатляют: 172 метра в длину, от киля до верхней точки примерно 26 метров. А управляет этим атомным гигантом экипаж в составе 166 человек, естественно, по сменам. Пойдем на палубу этого левиафана? Важно отметить, что экскурсия для журналистов была организована благодаря старанию архангельского Союза журналистов России, в частности, руководителя его северодвинского отделения Екатерины Пиликиной и отзывчивости командования Северного флота и Беломорской военно-морской базы. Находиться рядом с подлодкой было тяжело, из-за гололеда ноги постоянно разъезжались. Но уже на палубе крейсера появилась уверенность. И все благодаря специальному резиновому гидроакустическому покрытию - чтобы на нем поскользнуться, нужно очень серьезно постараться
На снимке мы видим рубку АПЛ, она же ограждение выдвижных устройств (ОВУ). Но у подводников "Акул" нижняя часть ограждения рубки называется - "прилив". У его основания находятся две всплывающие спасательные камеры, которые способны вместить весь экипаж
На ракетной палубе корабля, где под крышками скрыты 20 шахт для баллистических ракет, можно устраивать марафоны
ТК-208 "Дмитрий Донской" - головная подводная лодка проекта 941, но в то же время самая современная из серии, которая была построена в количестве шести единиц. И все это благодаря модернизации, проходившей в период с 1996 по 2002 год на заводе "Севмаш"
Внутри рубки сперва можно заплутать, но я, как человек бывавший на "акулах", знал, куда необходимо идти
Управление подводным кораблем, находящимся в надводном положении, производится из рубки. Обычно во время выхода в море наверху рубки – мостике – находится командир корабля, старший помощник командира, вахтенный офицер, штурман, а также сигнальщик и старший на выходе, обычно это старший офицер соединения или объединения
Внутри ограждения рубки располагаются различные выдвижные устройства - радиотехнические средства, антенны, два перископа "штурманский" и "командирский". Во время выхода из базы (или захода) командир отдает приказания боцману по курсу корабля, а командиру электромеханической боевой части (БЧ-5) через вахтенного офицера – по скорости хода корабля
Прибор на фотографии - джойстик управления курсом ПЛ при движении в надводном положении
Спустимся вниз?
Спустившись на пять метров вниз и пройдя через ВРЛ (верхний рубочный люк) оказываемся в центральном посту. Именно здесь осуществляется управление кораблем: от движения и погружения (всплытия), до ракетных и торпедных стрельб. Здесь масса аппаратуры, о которой не расскажешь и не покажешь, но все-таки один кадр в строго определённом ракурсе было разрешено сделать под строгим наблюдением и последующей проверкой всего и вся
Подлодки проекта 941 уникальны - при их создании специалисты КБ "Рубин" под руководством главного конструктора легендарного Сергея Никитича Ковалева решили использовать конструкцию типа "катамаран": внутри легкого корпуса в горизонтальной плоскости параллельно друг другу расположены два раздельных прочных корпуса. Это позволило многократно повысить живучесть корабля, улучшить взрыво- и пожаробезопасность. Ракетные шахты разработчики проекта расположили между прочными корпусами в передней части корабля. На снимке - люк и один из переходов на левый борт. Вдали виден переборочный люк в другой корпус
В представлении многих людей подводная лодка внутри – это тысячи вентилей, трубопроводов и приборов. Это верно, но часть жилых помещения "Акул" больше напоминает вагоны-купе. Длинные коридоры, двери в "купе" по бокам, похожая отделка
Проходя по этим коридорам, хочется заглянуть в каждую дверь, но нельзя. Желание увидеть, что внутри "библиотеки" и "фотолаборатории", никуда не пропало и, наверное, не пропадет еще долго. Представляете, что там может быть? ТК-208 был заложен в 1976 году, в строй вступил в декабре 1982 года. Вполне возможно, что фотооборудования там давно уже нет, все-таки эпоха цифровых фотоаппаратов наступила более 20 лет назад. Но какие фотографии могли там проявлять там и печатать? Ясное дело - уникальные!
Пройдя по трапу вниз, мы попадаем в зону отдыха
Подводники называют это помещение зоной релаксации и зоной психологической разгрузки. Во время выхода АПЛ в море, после вахты, которая длится четыре часа, при отсутствии тревог и учений у подводников есть хороший выбор, чем себя занять: от банального чтения книги до прокачки мускулов в спортзале. Самое главное – закрывать двери для увеличения концентрации кислорода, если корабль в подводном положении. В зоне релаксации находятся удобные кресла-качалки, на которых можно посмотреть любые фильмы. Также сохранился и старый ламповый телевизор, модель которого специально создавалась для установки на подводных лодках. Есть цветы и аквариум
До модернизации в центре помещения на переборке был экран, на котором менялись картинки: от видов ночного города до гор и все это сопровождалось шумом дождя, ветра. При этом через специальные воздуховоды можно было включать имитацию порывов ветра. К сожалению, сегодня об этой инновационной для того времени установки напоминает только блок управления, которым регулировались все настройки: от выбора картин до звуков
Раньше на корабле были и птички, но они плохо переносили перепады давления. Выход был найден в рыбках - им в любой ситуации хорошо
Пройдя прямо вперед, из зоны психологической разгрузки попадаем в еще одно интересное место. Слева спортзал, за ним бассейн. Чуть дальше баня с парной и душевые
Спортзал хороший. Видно, что экипаж здесь любит проводить время
Бассейн всегда заполняется соленой забортной водой. Не забываем, что лодки создавались для службы на севере, поэтому вода ледяная - самое то, чтобы прыгнуть туда после бани
"Парилка" в целях безопасности электрическая, хотя в каком-то смысле подогревает ее сам атом
Теперь следует познакомиться с кают-компанией, столовой личного состава и другими помещениями. Но для этого нужно вновь пройти через череду отсеков и коридоров ПЛ
Командный состав, командиры боевых частей живут в каютах по одному человеку, младший офицерский состав - по два, мичманы и личный состав - по четыре человека
Уникальность этой подлодки в том, что о ней знает весь мир. Ее образ использовался во многих западных боевиках, книгах и документальных фильмах. Именно поэтому в 2017 году за переходом "Дмитрия Донского" из Североморска в Кронштадт, где он должен был принять участие в Главном военно-морском параде, следил весь мир. Подготовка к переходу началась еще за полгода до парада. Боевые расчеты проходили обучение в учебных центрах Обнинска и Петербурга, готовился корабль, проверялась и перепроверялась работа всех систем. Из Североморска в Кронштадт подводный крейсер шел в сопровождении флагмана Северного флота крейсера "Петр Великий". Во время самого перехода за корабельной группой наблюдали военно-морские и военно-воздушные силы НАТО, а также простые гражданские, которые порой создавали аварийные ситуации, пытаясь сделать удачный кадр прямо по курсу АПЛ
Подходим к кают-компании. Спускаемся и..
..попадаем в помещение, которое можно сравнить с музеем
И это не ошибка – в конце 2000-х годов на корабле при поддержке тульского музея-заповедника "Куликово поле" появилась постоянно действующая экспозиция
Одним из главных экспонатов выставки является - булава. Именно она заменила подводникам при посвящении традиционную кувалду
Здесь же в кают-компании спряталась незаметная дверь, которая практически сливалась со стенами
Она является одним из входов в столовую личного состава
И пищеблок, так называемый камбуз. Тема питания весьма интересная и, как сказали подводники, кормят их на оценку "отлично". Готовят профессиональные коки, которые регулярно проходят обучение. По норме довольствия при нахождении экипажа в море в ежедневном рационе моряка положены - шоколад, красное вино, красная икра или красная рыба
Экскурсия заканчивается, пора на выход, а это очередной подъем по трапам. Справа на снимке коридор в салон командира и каюте флагмана
Подходя к переходу, наблюдаем что-то странное - люк задраен
Мимо нас пробегает подводник. Случилось что-то серьезное???
Выдыхаем! Нет. Это учение по борьбе за живучесть корабля. Они проходят на подлодке регулярно
Подобные учения и тренировки необходимы для отработки действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление в возможной степени боеспособности ПЛ при боевых и аварийных повреждениях и проводятся, даже когда подлодка стоит в базе
По пути ознакомимся с каютой личного состава. Ведь действительно, почти как в поезде! Особенно об этом напоминают верхние "коечки"
Но здесь все-таки намного удобней и приятней спать. Над каждым спальным местом находится ШДА - шланговый дыхательный аппарат, необходимый для защиты органов дыхания и зрения при появлении в отсеках опасных концентраций вредных химических веществ
Ну и теперь о еще одном месте, весьма немаловажном. Это гальюн! Возможно вы посчитаете, зачем делать акцент на нем? Все просто! Именно с этим местом связана большая часть шуток и веселых историй о службе на подлодках, и практически у каждого подводника найдется история, связанная с этим местом. Все из-за особой конструкции "аппарата" и инструкции, которую нужно знать каждому перед использованием этого места по прямому назначению. Унитаз на подлодке с виду точно такой же, как в поезде, но сама система немного иная. Все отходы накапливаются в специальном резервуаре, которая затем с помощью воздуха отправляется за борт - это называется продувка баллона гальюна, и даже существует инструкция, которая состоит из 8 пунктов. Тут необходимо отметить, что содержимое цистерны при ошибке оператора его самого моментально накажет самым неприятным образом!

Фотоэкскурсия на борт самой большой в мире атомной подводной лодки - ТК-208 "Дмитрий Донской".

В настоящее время одна из главных задач атомного гиганта - обеспечение испытаний новых подлодок, которые строятся на "Севмаше", и новых образцов вооружения. Последние два года корабль много времени проводил в море. В 2019 году - 110 суток. На июнь 2020 года запланированы очередные испытания новых образцов вооружения.

Фото атомного подводного крейсера "Дмитрий Донской" проекта 941: Олег Кулешов / Корабел.ру