Вспомните школьные годы. Многие ли в 80-х, 90-х горели желанием участвовать в олимпиадах? Может быть, я ошибаюсь, только моя память хранит очень скромные цифры. Пять, десять, пятнадцать– Да и то, чаще всего, по великому настоянию учителей. Сегодня ситуация совершенно иная. В этом я убедилась, когда несколько дней назад пришла в десногорскую школу №3 (Смоленская обл.). 21-22 марта в ее стенах Обнинский государственный университет атомной энергетики проводил физико-математическую олимпиаду. Вы думаете, сколько юных олимпийцев пришли проявить себя и проверить свои знания? 118! И не только десногорцы, но и школьники Екимовичей, Рославля и Жирелево (Калужская область).
На мое изумление директор школы Раиса Каменева ответила:
- Обнинский университет уже девятый год проводит подобные олимпиады, и всегда участников больше чем достаточно. Разве может быть иначе? Ребята понимают, и мы им помогаем в этом понимании, что атомная энергетика – это престиж и надежность. Особенно сейчас, в условиях сложной экономической обстановки, нужно держаться за энергетику. Атомная станция не остановится из-за кризиса. Кроме того, должна сказать, что в нашей школе уделяется большое внимание профильной подготовке, еще в процессе обучения ученику дается возможность выбрать профессию. В школе открыт центр профориентационной работы, выставочная экспозиция которого разработана с участием специалистов Смоленской АЭС, - рассказывает Раиса Николаевна.
Стоит заметить, что особенность прошедшей олимпиады заключалась в том, что победители и призёры этого творческого состязания при поступлении в вуз получают право участвовать в конкурсном отборе на выбранную специальность с зачётом результатов олимпиады. Те, кто продемонстрировал высокие знания во время олимпиады, при условии положительной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку станут студентами первого курса ОИАТЭ.
В олимпиаде могли участвовать все желающие (совершенно бесплатно, расходы на ее проведение взяла на себя САЭС), хотя ответить на сложные вопросы даже за три часа без хорошей подготовки было непросто. По-настоящему серьёзные шансы попасть в престижный институт есть у тех, кто занимался в физико-технической школе, которая многие годы готовит в вузы учеников, проявляющих склонность к изучению естественнонаучных и инженерно-технических дисциплин, профессионально ориентируя молодежь в направлении атомной науки.
В заключение хочу сказать, что Смоленская АЭС заинтересована видеть в числе своих сотрудников хороших специалистов-атомщиков. Квалификационные требования, предъявляемые к нашим работникам, предусматривают необходимость высшего профессионального образования для занятия большинства должностей оперативного персонала. И растить их, конечно, нужно со школьной скамьи, что и делает наше предприятие, дабы сохранить преемственность поколений в атомной отрасли. Следующее звено цепочки образования – вуз, и, надо сказать, большинство отраслевых институтов тоже принимают участие в подготовке школьников. Так, Обнинский университет ежегодно организует нацеленную на поиск талантливых ребят и их профессиональную ориентацию физико-математическую олимпиаду.
Кстати
Утвержден первый в России список школьных олимпиад, победители и призеры которых смогут пользоваться льготами при поступлении в российские вузы, засчитывая высший балл единого государственного экзамена по профильному предмету олимпиады или даже поступая без экзаменов.