Считается, что сочетание слов "ядерный" и "Персидский залив" должно автоматически вызывать в Вашингтоне тревогу. В реальности нефтяные арабские государства на противоположном от Ирана берегу на всех парах мчатся в сторону атомного будущего, и самую деятельную поддержку в этом им оказывают США, пишет Уолл-Стрит Джорнэл.
Десятки американских инженеров, юристов и бизнесменов работают вместе с Абу-Даби над тем, чтобы в Эмиратах до 2017 года появилась первая АЭС. "Я не знаю никого другого, кто разворачивал бы атомную программу столь большого масштаба такими быстрыми темпами", - комментирует Джеффри Бенджамин, американский инженер, получивший в октябре прошлого года пост менеджера проекта в компании "Emirates Nuclear Energy Corp.".
Президент США Барак Обама называет ядерную программу ОАЭ "эталоном" и "примером для подражания". В середине апреля он внесёт в конгресс для утверждения проект соглашения "123" с Эмиратами, открывающее путь для полномасштабного сотрудничества американских компаний с этим государством.
Соглашение было подписано в последнюю неделю пребывания в офисе президента Джорджа Буша. Чтобы успокоить американцев, власти Эмиратов согласились приобретать ядерное топливо за рубежом и не создавать у себя заводы для обогащения урана и переработки ОЯТ. В Абу-Даби также готовы в любой момент допускать на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ по их первому требованию.
Некоторые из конгрессменов угрожают заблокировать прохождение соглашения через американский парламент. Дело в том, что в истории ОАЭ есть тёмные пятна. Сравнительно недавно, один из эмиратских портов - Абу-Даби - использовался как перевалочный пункт для ядерных контрабандистов.
Есть и другая опасность - как только первая арабская страна получит доступ к ядерной энергии, то её примеру немедленно захотят последовать и другие государства региона, в том числе, Саудовская Аравия и Египет.
По неофициальным оценкам, Эмираты готовы затратить на начальном этапе развития атомной энергетики до 20 млрд долларов. В конце апреля станет ясным, кто из зарубежных компаний готов взяться за строительство арабских АЭС. Известно, что в их рядах почти непременно окажутся американские "Вестингауз" и "General Electric".
АЭС в ОАЭ необходимы, утверждают в Абу-Даби. Да, Эмираты располагают большими запасами нефти, но у них не собственного природного газа, который приходится импортировать из Катара. А это делает слишком дорогим эксплуатацию газовых электростанций и опреснительных установок.
Несмотря на кризис, в ОАЭ придерживаются стратегического курса на рост энергопотребления. Если сегодня потребности страны в электроэнергии равняются 16 ГВт, то к 2020 году Эмиратам будет нужно 40 ГВт. Ни газ, ни уголь, ни солнечная энергетика не способны обеспечить такой прирост.
При Джордже Буше в Вашингтоне к атомным амбициям Абу-Даби отнеслись с полным пониманием. Американские аналитики полагают, что США стремятся сделать из ОАЭ "контрпример" для Ирана. В качестве бонуса для Соединённых Штатов рассматривается полная привязка богатого арабского государства к американским технологиям и стандартам.
Кто работает в ОАЭ?
В вертолёте, летящем над Абу-Даби, находятся двое. Один из них - американец Дэвид Скотт, отставной военный и бывший сотрудник госдепа. С 2006 года он работает в экономической компании, связанной с атомной энергетикой и принадлежащей наследному принцу ОАЭ.
Его сосед - Мохамед аль Хаммади, исполнительный директор "Emirates Nuclear". Ему 33 года, и он - выпускник технологического института во Флориде. Одной из его обязанностей является поиск кандидатных площадок для АЭС, удалённых от жилых поселений, но при этом не слишком отстоящих от опреснительных станций или электросети.
Кроме того, аль Хаммади будет отвечать за выбор реакторных технологий, которые будут использоваться на эмиратских атомных станциях.
Надзирать за его работой призван регулирующий орган FANR, первым генеральным директором которого назначен Уильям Трэверс, 58-летний уроженец штата Флорида. У него за плечами 30 лет работы в комиссии по ядерному регулированию США и участие в ликвидации последствий аварии на TMI-2.
В подчинении у Трэверса находится 30 сотрудников. Среди них встречаются эмиратцы, но в основном это американцы и европейцы. К 2013 году ядерных регуляторов в ОАЭ будет уже 100 человек. Их основная задача - ввести в стране лицензионные положения, позволяющие импортировать реакторные технологии из-за рубежа.
Офис регуляторов демонстративно отделён стеной от помещений, принадлежащих атомному агентству Эмиратов. Но, тем не менее, регуляторы и их американские советники работают на одном этаже с атомщиками и их советниками из тех же Соединённых Штатов.
Было бы неверным утверждать, что власти ОАЭ не заботятся о собственных кадрах. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Крупнейший в Абу-Даби технический университет "Халифа" подписал соглашения о сотрудничестве с американскими и европейскими вузами, и теперь арабские студенты смогут получать дипломы по атомным специальностям.
Правительство ОАЭ готово платить своим инженерам-нефтяникам, чтобы те перепрофилировались в атомщиков. Одним из первых такой возможностью воспользовался 30-летний Фахад аль-Румайти. Оставив выгодную работу в нефтяной компании, он корпит сегодня над лекциями по термодинамике.
Свой поступок молодой араб объясняет так: "Я хочу быть способным больше помогать моей стране, и атомная энергетика даст мне такую возможность".