МОСКВА, 7 апр - РИА Новости. Одним из главных уроков трагедии с атомной подводной лодкой "Комсомолец", которая затонула в 1989 году, является необходимость развития в России быстроходных средств спасения, главными из которых являются экранопланы, заявил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба Военно-морского флота.
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава шестой дивизии первой флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. В результате погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
"Если бы на тот момент мы располагали такими быстроходными средствами спасения как экранопланы, то жертв трагедии было намного меньше", - сказал адмирал.
Поэтому в настоящее время, отметил он, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы опыт наших конструкторов и корабелов, решение морской коллегии от 2006 года не остались лишь на бумаге.
"В самое ближайшее время необходимо начать финансирование проекта создания транспортного экраноплана, о необходимости которого говорилось на морколлегии", - сказал представитель главного штаба ВМФ РФ.
"Это уникальная разработка наших конструкторов, в мире равных ей нет. Но если мы в ближайшие пять-семь лет не возобновим эту программу, то Россия рискует утратить свои лидирующие позиции в этой области", - сказал он.
Помимо высокой скорости до 500 километров в час экраноплан может садиться на воду даже при сильном волнении моря (до 3,5 метра) и вдали от берегов. При этом между крылом и хвостовой частью корабля образуется спокойная поверхность моря, защищенная от воздействия волны и ветра, что крайне важно для работы в случае необходимости глубоководных спасательных аппаратов, отметил представитель ВМФ. "В идеале на каждом из четырех флотов ВМФ России необходимо иметь хотя бы один экраноплан-спасатель", - сказал он.
Грузоподъемность экранопланов составляет до 600 тонн и автономность плавания - до 30 суток.
В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ сохранился один экраноплан "Лунь", который находится в резерве Каспийской флотилии. Второй под названием "Орленок" стал музейным экспонатом и базируется на Химкинском водохранилище в Москве.
После Второй Мировой войны строить экранопланы брались конструкторы многих стран, но никто из них даже не приблизился к тому, что создал русский ученый Ростислав Алексеев. Недаром сегодня во всем мире слово "экраноплан" считается русским. Подобные аппараты строились в СССР секретно в течение 30 лет на заводе "Волга" при ЦКБ по СПК (по судам на подводных крыльях), в городе Чкаловске под Горьким (ныне Нижним Новгородом).
В СССР первый экспериментальный экраноплан КМ, получивший у западных спецслужб наименование "Каспийский монстр", был создан еще в 60-е годы прошлого века. В 70-е годы был разработан десантный экраноплан "Орленок", принятый на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. В 1987 году в нашей стране был построен экраноплан-ракетоносец "Лунь", способный нести на борту шесть противокорабельных ракет 3М-80. В 2004 году Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева взялось за разработку пассажирского экраноплана для Вьетнама. А в 2005 году в Омске на базе аэрокосмического объединения "Полет" началось серийное производство 14-местного экраноплана "Иволга".
Благодаря большой скорости и грузоподъемности коэффициент полезного действия экранопланов оказывается выше, чем у самолетов и судов; а независимость от аэродромной инфраструктуры делает их незаменимыми в гражданской, и, что очень важно, - в военной сфере. Экраноплан может нести ракеты, различное вооружение, десант. Эта машина экономична, из-за низкой высоты движения практически безопасна и малозаметна для радара.
Экраноплану не грозят притаившиеся под поверхностью вод и на отмелях мины. Он недосягаем для торпед с подводных лодок. Зато он сам, обладая высокой скоростью, нагонит и уничтожит глубинными бомбами даже самую быстроходную подлодку. Экраноплан может нести противокорабельные ракеты и мины, нанося удары по вражеским эскадрам. На самолет он похож только внешне, от авиации в нем главное - скорость.
Прогнозируя ситуацию в мире, Морская коллегия при правительстве России приняла в сентябре 2006 года решение выработать конкретные меры по возрождению экранопланов в нашей стране; это должна быть федеральная целевая программа.
АПЛ К-278 "Комсомолец" служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. 4 августа 1984 года лодка под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1020 метров. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности, участвовала в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника. В феврале 1989 года лодка получила название "Комсомолец".