«Росатом» хочет продолжить международную экспансию, построив новые АЭС в Индии и Китае. В числе других проектов – станции в Белоруссии, Турции и Вьетнаме. Помешать амбициозным планам госкорпорации может только дефицит финансирования.
«Росатом» получил запрос на строительство двух реакторов в Китае и подписал соглашение по новым энергоблокам в Индии, заявил глава корпорации Сергей Кириенко в эфире телеканала «Вести».
«Росатом» уже завершил в Китае строительство двух энергоблоков. «Китайские коллеги просят нас рассмотреть возможность заключения контракта на строительство еще двух реакторов по быстрым ядерным технологиям. Это аналог того реактора БН-800, который мы строим в Екатеринбурге на Белоярской АЭС», – пояснил Кириенко.
В течение ближайших десяти лет КНР намерена удвоить число работающих в стране АЭС.
Сейчас в Китае действуют 11 атомных станций мощностью 9,1 млн киловатт – это лишь 1,3% энергопроизводящих мощностей Поднебесной. Главная роль в отрасли по-прежнему принадлежит угольным ТЭС – они обеспечивают 84% потребляемой в Китае электроэнергии. При этом Китай остается энергодефицитным, несмотря на кризис, а энергосистема страны не является единой (как, например, в России). Промышленное производство в стране продолжает расти, хотя и не столь быстрыми темпами, как раньше: в марте, например, на 8,3%. А значит, очень скоро КНР будут требоваться новые и новые мощности. Аналогичная ситуация в Индии, где потребление энергии в этом году, как ожидается, также должно вырасти, правда всего на 1%. Россия не замедлила воспользоваться возможностью закрепиться и на этом рынке. По словам Кириенко, уже подписано соглашение с Индией о строительстве еще от четырех до шести блоков наряду с еще двумя, находящимися в процессе строительства.
Ранее госкорпорация собиралась строить блоки также во Вьетнаме и Турции, а в ближайших планах еще и строительство АЭС в Белоруссии. Подконтрольный «Росатому» «Атомстройэкспорт» уже строит пять атомных энергоблоков в Иране, Индии и Болгарии.
Такая бурная экспансия означает, что атомная отрасль оказалась менее чувствительной кризису, чем другие, констатируют эксперты. Отчасти ситуация объясняется тем, что в этой отрасли традиционно сохраняются крупные госвложения. А «атомка», со своей стороны, обладает большим мультиплицирующим эффектом – она дает загрузку строительной отрасли, машиностроению, отмечает старший эксперт экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. Кроме того, она позволяет преодолеть зависимость от других источников энергии – в частности, газа.
Однако строительство АЭС – дорогостоящее и долгосрочное мероприятие. Возведение одного блока АЭС стоит не менее $2 млрд, а срок его сооружения может достигать пяти лет. Потянуть такие инвестиции развивающимся странам не всегда под силу. И хотя «Росатом» намерен сократить сроки строительства атомных электростанций до 3–3,5 года с нынешних пяти, без собственных инвестиций в строительство АЭС за рубежом корпорации не обойтись.
А такие инвестиции в условиях масштабной внутренней инвестпрограммы отрасли проблематичны. В России к 2030 году доля атомной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии должна составить 25–30% при сегодняшнем показателе 16%.