В Еврокомиссии с удовлетворением восприняли известие о переносе сроков пуска экспериментального термоядерного реактора ITER в Кадараше, закамуфлированное под новый, "стадийный подход" к данному проекту.
"Это путь к обеспечению управления всем проектом, что, в свою очередь, станет гарантией пуска ITER эффективным и экономичным образом", - полагают в Еврокомиссии. В особенности, евробюрократов порадовало предложение подготовить "реалистичный график" выполнения проекта.
По состоянию на сегодня, так называемый реалистичный график выглядит следующим образом. Первая плазма на ITER должна быть получена в конце 2018 года, а начало эксплуатации реактора передвинуто на 2026 год.
Остаётся неясным, сколько денег потребует термоядерный проект. По неофициальным данным, одно только строительство реактора может обойтись в 16 млрд долларов, и не менее крупная сумма может уйти на другие связанные с ITER расходы.
Если же верить текущим официальным оценкам, то они составляют сейчас 10 млрд евро на всё, включая создание инфраструктуры и эксплуатации. В любом случае, 45% от расходов на ITER будут покрываться из бюджета Евросоюза.
ITER будет сооружаться за счёт совместных усилий большинства развитых государств - Евросоюза, Индии, Китая, России, США, Южной Кореи и Японии. По предварительному графику, принятому три года назад, срок получения первой плазмы был назначен на 2016 год.
Всю полноту ответственности за задержку участники проекта предпочитают возлагать на "слишком затянувшиеся" споры о месте строительства ITER. Как известно, в качестве такового был выбран французский атомный центр Кадараш, расположенный в окрестностях известного богемного города Экс-ан-Прованс. Но длительное время за право принять у себя первый термоядерный реактор боролся и японский город Рокасё-мура.
На удивление большой промежуток времени между первой плазмой и сдачей в эксплуатацию - 8 лет! - объясняется упоминавшимся выше "стадийным подходом". Принято принципиальное решение о том, что компоненты реактора будут проверяться по частям, ещё до сборки внутри реактора. Нужность подобного подхода аргументируется известными техническими проблемами, возникшими на Большом адронном коллайдере.
Столь существенные изменения в графике строительства окончательно превратили ITER в проект, предполагаемый к реализации в средне-, а то и в дальнесрочной перспективе, а значит, требовать практической отдачи от вложений в термояд в ближайшее время никто не станет. Теперь совету ITER, курирующему все работы по созданию реактора, предстоит не менее приятное занятие - в ноябре он планирует обсудить бюджет проекта и его возможное увеличение.