В Анадыре завершила работу международная научно-практическая конференция "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике".
По словам ведущего заседание начальника научно-технического Управления МЧС России Виктора Молчанова, главным итогом встречи можно считать то, что она продемонстрировала неподдельный интерес к проблеме и серьезное понимание задач всеми ответственными организациями, сообщает пресс-служба окружного правительства.Участие наблюдателей из пяти стран Арктического совета подчеркнуло мировое значение вопросов безопасности и развития северных территорий.
"Мы предвидим интенсивное развитие промышленности в Арктике, - сказал Виктор Молчанов журналистам по окончании конференции. – В связи с этим необходимо развивать системы мониторинга и оперативного реагирования, наращивать силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в регионе".
Второй день заседания был посвящен вопросам радиационной безопасности в Арктике. В РФ за Полярным кругом расположены 9 радиационно-опасных объектов, из них на территории Чукотского автономного – один, это Билибинская АЭС, "первенец атомной энергетики в Заполярье", введенный в эксплуатацию в 1974 году. На станции ведется постоянный радиационный мониторинг, однако в современных условиях необходима система контроля с более широким охватом территории - не только прилегающей к АЭС, но и всего округа.
Во время работы конференции достигнута договоренность между Федеральным агентством по атомной энергии и правительством Чукотского АО о создании в округе системы мониторинга радиационной безопасности. Такой проект уже развёрнут на территории Мурманской области, где внедрены так называемые АСКРО (автоматизированные системы контроля за радиационной безопасностью) с использованием мобильных комплексов анализа радиационной обстановки.
Еще одним важным вопросом форума стало обсуждение проблем развития транспортной схемы, в первую очередь, Северного морского пути и сохранения атомного ледокольного флота России.
Заместитель гендиректора ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов обратил внимание делегатов конференции на то, что атомные ледоколы в Арктике – зачастую единственное средство оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию. Они принимают аварийные сигналы с транспортных судов или труднодоступных прибрежных территорий и первыми приходят на помощь, поскольку не зависят от погодных условий, как, например, санитарная авиация и авиация МЧС.
Однако ледокольный флот нуждается в обновлении: к 2020 году истечёт срок эксплуатации большинства атомных ледоколов. Между тем дальнейшее освоение Арктики невозможно без Севморпути и без ледокольного флота.
Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана и морям Тихого океана, начинается в Мурманске и заканчивается во Владивостоке. Основные пользователи Северного морского пути в России сегодня "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", Красноярский край, Саха (Якутия) и Чукотка. В частности, доставку топлива (нефтепродуктов и угля) в Певек ГУП "Чукотснаб"уже несколько лет подряд осуществляет именно по Севморпути. В навигацию 2009 года таким образом в округ будет завезено около 30 процентов топлива.
Участники форума обсудили также вопросы поиска и спасения людей. Делегатам конференции были продемонстрированы возможности пожарной и спасательной техники, плавсредств МЧС России.