АЭС "Белене" остаётся горячей темой для болгарского общества. Проект, который называли возвращением российских реакторных технологий в Европу, может быть заморожен или полностью приостановлен, так как правое болгарское правительство сомневается в его целесообразности.
Вернувшийся из Софии российский министр энергетики Сергей Шматко уверен, что вопрос по станции решён принципиально. "Болгарскими коллегами было высказано чёткое понимание необходимости продолжения сотрудничества между двумя странами по всем основным проектам энергетического сотрудничества", - приводятся слова министра в официальном пресс-релизе, выпущенным его ведомством.
Болгарский министр финансов Трайчо Трайков, ставший "чёрным человеком" для Белене, не столь категоричен: "Все проекты должны быть основаны на прозрачности, иметь ясные юридические основы и структуру финансирования". А его шеф, Бойко Борисов, поблагодарил Россию за "готовность информировать" и отношение "с пониманием" к желанию болгар "детально изучить" этот проект.
Бойко Борисов, "болгарский Путин", пришедший к власти на волне недовольства болгар накапливающимися и остающимися без ответной реакции правительства внутренними и внешними проблемами, характеризуется людьми из его окружения как человек, готовый действовать - спасать, идти на выручку, подавать личный пример. Одна из извечных болгарских бед, которую он собирается побороть - непомерно растущая коррупция, охватившая все слои общества.
Железную хватку Борисова уже ощутили на себе болгарские атомные компании. Новый министр внутренних дел Болгарии Цветан Цветанов публично обвинил их в поспешной распродаже на металлолом демонтированного оборудования с беленской площадки. Эти действия якобы произошли в период передачи власти от прошлого кабинета социалистов к новому болгарскому правительству, а нанесённый ими ущерб составил 1 млн левов.
С большой вероятностью можно предположить, что криминальные разборки вокруг АЭС "Белене" призваны создать в болгарском обществе негативный фон по отношению к этому проекту. А наиболее последовательным критиком Белене в правительстве сейчас остаётся министр финансов Трайков.
В интервью частному телеканалу "Нова телевизия" он подверг сомнению саму необходимость строительства второй болгарской атомной станции: "Если вопрос заключается в том, нужна ли нам вторая АЭС для внутреннего потребления, то ответ будет отрицательным - мы не нуждаемся в ней. Если все заявленные энергетические проекты будут реализованы, то мы получим в своё распоряжение огромное излишнее количество энергии".
"Нам не потребуется вводить рационирование для потребителей электроэнергии в том случае, если АЭС "Белене" не будет построена", - считает министр финансов.
Российская сторона предпочитает разговаривать с Трайковым на доступном ему языке. Накануне софийского визита Шматко в СМИ появились утечки, из которых следовало - Москва непременно и обязательно вычтет с Софии все неустойки, если последняя пойдёт-таки на разрыв беленского контракта.
По оценкам, озвученным в Болгарии, размеры неустоек могут достигнуть 800 млн евро. В ответ из России напомнили болгарским коллегам, что расчёт неустоек - не такое простое дело, как кажется на первый взгляд.
Помимо неустоек, между Москвой и Софией сохраняются разногласия и в публично называемых суммах, необходимых для строительства станции. Вице-президент АСЭ Геннадий Тепкян недоумевает, откуда берётся сумма в 10 млрд евро, которой оперируют в болгарском правительстве, и просит - разумеется, в шутку! - чиновников поделиться с ним "бухгалтерским ноу-хау", чтобы использовать его при расчётах стоимости АЭС для "более богатых государств".
По мнению Тепкяна, контракт на строительство АЭС "Белене", исходно заключённый на сумму 3,997 млрд евро, может достичь отметки в 6 млрд евро лишь при выборе "самого тяжёлого коэффициента учёта инфляции".
Окончательные договорённости по выбору конкретной формулы эскалации цены для Белене ещё не достигнуты. Кроме этого, невозможно точно прогнозировать уровень инфляции в последующие годы. Таким образом, единственное, что на данный момент верно - это то, что цена заключённого соглашения на строительство АЭС "Белене" равна 3,997 млрд евро, и в эту сумму входят абсолютно все виды деятельности по завершению проекта, включая обучение персонала.
У Трайчо Трайкова своя арифметика. Ссылаясь на финансового консультанта проекта - компанию "Делойт Болгария" - он полагает, что к базисной цене 4 млрд евро и её увеличению на 2 млрд евро нужно добавить ещё 1,3 млрд евро на создание инфраструктуры и расширение электросетей.
Сюда же следует приплюсовать вознаграждение в размере 500 млн евро, которое собирается получить компания "Worley Parsons", носящая гордое бизнес-наименование "архитектор-инженер" проекта. Кроме того, не следует забывать и о 2 млрд евро, которые уйдут на обслуживание кредитов, что в сумме, по мнению Трайкова, даёт заявляемые им 10 млрд евро на весь проект.
Различие подходов сказывается и при определении возможной неустойки от закрытия проекта. Тепкян даёт понять болгарам, что отделаться скромной суммой в 800 млн евро им не удастся.
Размеры неустойки нельзя вычислить по простой формуле. Например, если заморозить все виды деятельности по проекту на 2 года, это окажется эквивалентным повышению цены на оборудование с длительным сроком изготовления на 300 млн евро. На замораживание с последующей расконсервацией будут также потрачены значительные суммы.
Работы по первому блоку вышли сейчас на такой уровень, что их следует продолжать, иначе всем заинтересованным сторонам грозят лишние расходы. Уже обговорен объём работ до конца 2010 года на сумму 200 млн евро, причём все активности на площадке пока оплачиваются самим "Атомстройэкспортом".
Не исключено, что именно угроза выплаты неустойки сделала Трайкова сотоварищи более сговорчивыми на переговорах с Сергеем Шматко. Возможно, что на болгар повлияла и высказанная россиянами готовность купить долю в пакете акций компании, создающейся для строительства и эксплуатации станции. Наконец, как предполагают некоторые осведомлённые источники, Шматко и Трайков могли на личной встрече подтвердить или переосмыслить сопутствующие соглашения, менее известные широкой публике, которыми сопровождаются все более или менее крупные проекты.
Так или иначе, но промежуточный итог очередной битвы за Белене таков - Болгария не отказалась от проекта, но продолжает настаивать на его аудите. Следовательно, беленская тема останется в ближайшие недели или месяцы под политическим и экономическим напряжением.