17 ноября 2009

В Санкт-Петербурге с 28 сентября по 2 октября 2009 года прошел IV Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» - "АТОМТРАНС-2009"

Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" на базе НОУ "Институт дополнительного профессионального образования "АТОМПРОФ" (г. Санкт-Петербург) в период с 28 сентября по 2 октября 2009 г. проведен IV Международный ядерный форум "Безопасность ядерных технологий: обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" - "Атомтранс-2009".

В организации Форума приняли участие ведущие предприятия и организации отрасли: ФГУП АТЦ СПб, ОАО "Головной институт "ВНИПИЭТ", ФГУП НПО "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина", ФГУП "РосРАО", ФГУП "СНПО "Элерон", ОАО "ВНИПИпромтехнологии", ОАО "КБСМ", НОУ "ИДПО "АТОМПРОФ" и др., а также организации Российской академии наук, выставочное объединение "РЕСТЭК". Спонсорами Форума выступили ОАО "Атомный страховой брокер", ОАО "Атомспецтранс", ФГУП "РосРАО", ОАО "Техснабэкспорт", ОАО "СОГАЗ", ООО "НПФ "Сосны", ОАО "ИЦЯК". Информационную поддержку при подготовке и в работе Форума осуществляли: портал Nuclear.ru, портал Atomic-Energy, журналы "Безопасность окружающей среды", "Машины и механизмы", "Мировая энергетика", "Атомкон", "Атомная стратегия", "Ленинградская область. Экономика и инвестиции", "Экономика и ТЭК сегодня", "Промышленность сегодня", газета "Атомпресса" и ОАО "Атомэкспо".

Основными целями Форума были рассмотрение вопросов и поиск решений по различным аспектам обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, используемых в атомной энергетике, промышленности, медицине и других отраслях, а также по некоторым актуальным проблемам обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. В работе Форума приняли участие более 440 делегатов от 113 организаций - представители Госкорпорации "Росатом", Минприроды России, СЕМТУ Ростехнадзора, Минтранса России, территориальные органы Роспотребнадзора, Росморречфлота, Роснауки, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций Российской Федерации, Германии, Эстонии, Франции, США, Хорватии, Чехии, Швеции, Финляндии, Беларуси, Казахстана, Румынии, отечественного и зарубежного бизнеса.

Участникам и гостям Международного ядерного форума были адресованы приветственные письма Генерального директора Госкорпорации "Росатом" С.В. Кириенко и заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике К.Б. Зайцева. В открытии и работе Форума приняли участие заместитель генерального директора Госкорпорации "Росатом" Е.В. Евстратов и заместитель Председателя Комитета по экологии Правительства Санкт-Петербурга О.Р. Крупнов.

В ходе работы Форума было проведено пленарное заседание, заседания по секциям: "Национальный и международный опыт и перспективы перевозок материалов, технологии, логистика и транспортные средства", "Упаковочные комплекты для перевозки различных видов радиоактивных материалов, конструкции, изготовление, испытания, расчетное и экспериментальное обоснование безопасности", "Приборы и методы радиационного контроля и метрологического обеспечения", "Оценка риска, аварийное реагирование и страхование ядерной ответственности при перевозках радиоактивных материалов", "Промежуточное хранение и окончательная изоляция радиоактивных отходов" "Реализация федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", а также ряд круглых столов: "Управление человеческими ресурсами и подготовка кадров для атомной энергетики", "Взаимодействие со СМИ и общественными организациями при транспортировании радиоактивных материалов", "Международное сотрудничество в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

На пленарном заседании и на секциях было представлено и обсуждено 123 докладов и сообщений. Также было представлено 2 стендовых доклада.

В ходе Форума была проведена выставка в помещении НОУ ИДПО "АТОМПРОФ", организовано посещение мероприятий Российской инновационной недели – II Петербургского Международного Инновационного Форума, XIII Международного форума "Российский промышленник", выставки "Атомная промышленность-2009" в выставочном комплексе Санкт-Петербурга, проведены торжественные слушания "Испытания, сдерживание, мир", посвященные 60-летию первого испытания отечественного ядерного боеприпаса под председательством помощника полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе М.В. Моцака (около 400 участников), проведена пресс-конференция с участием представителей СМИ, организованы технические экскурсии на предприятия региона, связанные с работами по транспортированию радиоактивных материалов, обращению с РАО и ОЯТ: ФГУП АТЦ СПб, ОАО "КБСМ", ЛАЭС-2 (с приемом участников технического тура в администрации г. Сосновый Бор), выездной семинар "Зарубежный опыт организации транспортирования радиоактивных материалов" с посещением ядерных объектов Швеции и Финляндии, презентация и открытие учебной лаборатории средств измерений НОУ ИДПО "АТОМПРОФ", награждение ветеранов и заслуженных работников атомной отрасли, первая учебная сессия курса MBA "Управление высокотехнологичными проектами в области обеспечения ЯРБ", заседание ЕврАзЭС.

Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивным материалов, обращении с РАО и ОЯТ:

ФОРУМ ОТМЕЧАЕТ:

Международный ядерный форум и проводимые в его рамках мероприятия являются важными и актуальными для безопасного развития атомной отрасли России, в том числе, для решения задач безопасности транспортирования всех видов радиоактивных материалов, обращения с РАО и ОЯТ.

Транспортирование радиоактивных материалов является неотъемлемой частью деятельности в атомной энергетике, при использовании радиоактивных материалов и радиационных технологий в промышленности, медицине, сельском хозяйстве, научных исследованиях и в других отраслях. Без обеспечения необходимого уровня безопасности транспортирования радиоактивных материалов развитие этих отраслей и положительное их восприятие обществом невозможно.

В области транспортирования радиоактивных материалов достигнут высокий уровень безопасности как в мире, так и в России. Радиоактивные материалы в Российской Федерации и в мире перевозятся всеми видами транспорта, и при перевозках не было зафиксировано случаев недопустимого радиационного воздействия на население, персонал, окружающую среду. Это свидетельствует о функционировании достаточно надежной международной и национальной систем управления и регулирования безопасности в данной области.

Действующие в России законодательные и другие нормативные правовые акты в части уровня требований безопасности практически полностью соответствуют рекомендациям МАГАТЭ и других международных организаций, а по некоторым требованиям являются более жесткими. Положительным фактором является тенденция все большего сближения международных и национальных норм и требований в области перевозок радиоактивных материалов и других опасных грузов, присоединение России к соответствующим правилам, соглашениям и другим нормам международных организаций (ИКАО, ИМО, ЕС) в области транспорта.

Тем не менее, вопросы дальнейшей модернизации и оптимизации управления безопасности перевозок радиоактивных материалов, развития инфраструктуры и технического оснащения в области перевозок радиоактивных материалов остаются актуальными, особого внимания заслуживают вопросы транспортирования ЯМ и РВ воздушным транспортом, включая оценку рисков, обеспечение страхования и аварийную готовность.

С учетом планов по увеличению объема генерирующих мощностей в Российской Федерации задачи по расширению и увеличению производительности контейнерного парка и транспортных средств, изложенные в "Комплексной программе заказа и закупок транспортных упаковочных комплектов для транспортирования облученных тепловыделяющих сборок атомных электростанций на период до 2015 года" следует считать приоритетными.

Актуальной является модернизация парка контейнеров для перевозки ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и новых реакторов ВВЭР-1200 с учетом модернизации конструкций и характеристик соответствующих ТВС. Также актуальной является разработка и внедрение средств измерения глубины выгорания топлива, что должно позволить значительно увеличить вместимость разрабатываемых контейнеров.

Необходимо также поддерживать инициативы, направленные как на унификацию транспортных средств, так и на увеличение гибкости транспортно-технологических схем. В частности, следует отметить положительный опыт реализации перевозок упаковок с ОЯТ исследовательских реакторов несколькими видами транспорта (мультимодальными), основанных на использовании грузовых ISO-контейнеров и рассмотреть возможность его распространения на перевозку ОЯТ энергетических и транспортных установок автомобильным и морским видами транспорта. Этот опыт необходим в перевозках по северным и северо-восточным территориям Российской Федерации, где железнодорожная инфраструктура недостаточно развита.

Актуальной является задача создания баз данных по вопросам транспортирования РМ в России, в т.ч., ведения баз данных сертификатов-разрешений и используемых упаковочных комплектов, по выполненным перевозкам РМ, имевшим место инцидентам, включая все даже незначительные отклонения от нормальных условий перевозки.

Требуется разработка единого порядка передачи информации о передвижении и транспортных авариях, в том числе по каналам автоматизированной системы безопасности транспортирования ядерных материалов.

Вопросы ядерного образования и управления человеческими ресурсами в атомной отрасли уже невозможно рассматривать в отрыве от современного состояния маркетинговой среды. Инновационное развитие атомной отрасли требует высокого уровня интеграции ядерного образования и науки.

Для практической реализации комплекса мер по развитию систем обращения с ОЯТ, РАО, выводу из эксплуатации и ликвидации проблем "ядерного наследия" в настоящее время осуществляется федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (ФЦП ЯРБ). В 2008 году в рамках ФЦП ЯРБ выполнен ряд важных для обеспечения безопасности мероприятий, в том числе:

  • в экологически безопасное состояние переведены 2,5•1019 Бк РАО;
  • реабилитировано 19750 кв.м радиационно загрязненных территорий;
  • продолжены работы по реконструкции мокрого хранилища и строительству сухого хранилища ОЯТ на ФГУП "ГХК";
  • разработаны предложения по общим требованиям к информационным системам по объектам ядерного наследия.

Итоги реализации программных мероприятий в 2008 году можно рассматривать как успешный старт ее первого этапа и залог реализации ФЦП ЯРБ в целом.
В рамках ФЦП ЯРБ заложены основы создания инфраструктуры Единой Государственной Системы (ЕГС) обращения с РАО, являющейся приоритетной задачей Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Создание ЕГС РАО преследует своей основной целью обеспечение условий, при которых на принципе полной финансовой ответственности производителя будет осуществляться своевременная окончательная изоляция всех образующихся РАО, а ранее накопленные РАО при финансовой ответственности государства на плановой основе будут размещаться в объектах окончательной изоляции в месте нахождения РАО или в централизованных объектах окончательной изоляции.

Создание ЕГС РАО делает остро необходимым скорейшую адаптацию предприятий к новым требованиям. Переход к современной инфраструктуре обращения с РАО и включение рыночных механизмов управления является обязательным условием присутствия России на мировом рынке.

Вместе с тем, в настоящее время на предприятиях используется широкий спектр технологий, ориентированных на размещение РАО в собственных хранилищах. Только в исключительных случаях РАО кондиционируются до состояния, пригодного к захоронению. В связи с этим при организации ЕГС РАО предполагается унификация и стандартизация технологий подготовки РАО к окончательной изоляции.

Основными объектами инфраструктуры ЕГС РАО является сеть объектов окончательной изоляции, в состав которой помимо объектов захоронения РАО регионального и федерального значения входят и "локальные" объекты захоронения, создание которых предполагается в местах значительного накопления "особых" РАО непосредственно на предприятиях отрасли.

Размещение региональных объектов окончательной изоляции предполагается производить по федеральным округам, по возможности на имеющихся площадках предприятий отрасли. Выбор мест дислокации пунктов захоронения должен основываться на строгом учете геологических особенностей территорий, определяющих возможность надежной локализации радионуклидного загрязнения на весь период сохранения им потенциальной опасности.

При этом спецификой создаваемой в России системы обращения с РАО является признание статуса "особых" РАО – отходов, условия размещения которых не позволяют обеспечить их экономически обоснованное и безопасное удаление в региональные объекты окончательной изоляции. К ним относятся РАО, размещенные в хранилищах траншейного, бункерного, котлованного типов, а также в хвосто- и шламохранилищах, и открытых бассейнах-хранилищах. Кроме того, к особым РАО относится часть отходов, заключенных в объектах исторического наследия.

Объекты хранения таких отходов должны быть преобразованы в локальные объекты окончательной изоляции путем дооборудования их необходимыми дополнительными инженерными барьерами, обеспечивающими радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды на весь период потенциальной опасности размещенных в них отходов.

Проведенная оценка перспектив использования промплощадок атомных производств, с точки зрения наличия геологических условий, определяющих потенциальную возможность организации безопасного захоронения РАО, позволяет разработать генеральную схему размещения площадок первоочередных объектов захоронения РАО. Проведение целенаправленных инженерно-геологических исследований на данных площадках сделает возможным проектирование, лицензирование и создание на них сети локальных, региональных и федеральных объектов захоронения РАО.

Выбор вариантов реализации технологий захоронения РАО в отдельных регионах может различаться в зависимости от ряда социальных и экономических критериев. Так организация объектов захоронения РАО в густонаселенных районах Северо-Западного, Центрального и Южного Федеральных округов может потребовать создания объектов глубокой геологической изоляции даже при отсутствии в этих регионах особо опасных РАО.

Отдельным важным показателем эффективности ЕГС РАО станет стоимость размещения РАО в пунктах захоронения. При этом отмечалось, что она должна быть не выше, чем в референтном наборе стран, в качестве которых предлагалось использовать США, Швецию и Францию.

Исходя из результатов обсуждения представленных на форуме докладов, сообщений, посещений предприятий, предложений участников форума и задач развития атомной отрасли и соответствующих задач обеспечения необходимого объема перевозок и их безопасности, учитывая требования законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации, международный опыт и тенденции в области перевозок радиоактивных материалов, констатируя высокий уровень представленных докладов и сообщений

ФОРУМ РЕКОМЕНДУЕТ:

1. Госкорпорации "Росатом" активизировать работы по модернизации и оптимизации деятельности по управлению и регулированию безопасности перевозок РМ, в том числе в части особенностей разработки и применения требований безопасности, стандартизации и оценки соответствия согласно ФЗ "О техническом регулировании".

2. Учитывая комплексный характер задач управления и регулирования безопасности при перевозках РМ, участие в этих процессах многих заинтересованных государственных органов, а также учитывая выполнение функций государственного компетентного органа по безопасности перевозок радиоактивных материалов и рекомендации МАГАТЭ по деятельности компетентных органов, Госкорпорации "Росатом" подготовить программу работ корпорации в качестве ГКО, в том числе в части взаимодействия с заинтересованными государственными органами.

3. Учитывая сложившуюся международную практику постоянного пересмотра (совершенствования) международных правил безопасности перевозок РМ создать механизм оперативной корректировки национальных правил безопасности перевозок РМ в России в соответствии с изменениями международных документов в данной области (Правила МАГАТЭ, правила международных транспортных организаций, международные соглашения в области перевозок), обеспечив при этом учет российского опыта и интересов в соответствующих международных документах. С этой целью целесообразно при ДЯРБ образование постоянно действующей рабочей группы специалистов корпорации России и других заинтересованных министерств и ведомств для подготовки и рассмотрения предложений по разработке и пересмотру международных и национальных документов в данной области.

4. Росморречфлоту и Госкорпорации "Росатом" активизировать работы по совершенствованию нормативного обеспечения безопасности при транспортировании РМ морским и внутренним водным транспортом.

5. Госкорпорации "Росатом" и Росморречфлоту поручить подведомственным организациям разработку документов, регламентирующих организацию взаимодействия при выполнении мероприятий по спасению людей и судов, перевозящих РМ, и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при транспортировании РМ согласно требований совместного приказа "Об утверждении Положения о взаимодействии Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федерального агентства морского и речного транспорта с организациями, участвующими в работах по ликвидации аварий при транспортировании РМ морским транспортом" от 17 сентября 2008 г.

6. Сложившаяся экономическая ситуация последних лет не способствовала обеспечению необходимой замены и модернизации технических средств, используемых при транспортировании РМ, необходимой модернизации технологий и логистики транспортирования РМ. Учитывая заканчивающиеся сроки эксплуатации многих контейнеров для различных видов РМ, необходима модернизация парка транспортных контейнеров. С этой целью Госкорпорации "Росатом" целесообразно потребовать с предприятий отрасли разработки и представления программ модернизации парка соответствующего оборудования для перевозок соответствующих видов РМ с учетом программ развития отрасли.

7. Учитывая важные преимущества выполнения международных перевозок радиоактивных материалов воздушным транспортом необходимо активизировать работы по разработке конструкций упаковок типа С для перевозок различных видов материалов высокой активности. Целесообразно разработать программу соответствующих работ с финансированием со стороны Госкорпорации "Росатом" и заинтересованных предприятий.

8. В связи с актуализацией проблемы противодействия радиологическому терроризму, в том числе, при транспортировании РМ, необходима разработка технической политики и программы действий ГКО в данной области, включая определение реальной потенциальной опасности актов радиологического терроризма на транспорте и гармонизацию требований и инструментов физической защиты для перевозок различных видов РМ и условий их физической защиты на объектах. Эта задача крайне актуальна с учетом проводимого в настоящее время Минприроды России с участием заинтересованных министерств и ведомств пересмотра федеральных норм и правил по физической защите. Целесообразно поручить ФГУП "Элерон" организовать рабочую группу Госкорпорации "Росатом" по подготовке позиции и предложений по этим документам от корпорации.

9. Необходимо расширение использования средств АСБТ для контроля за следование отправок грузов радиоактивных материалов, обеспечив при этом ограничение затрат.

10. Целесообразно провести работу по гармонизации и оптимизации требований и условий специальных перевозок с учетом реальной опасности конкретных радиоактивных материалов, требуемых уровней их физической защиты, конструкций упаковочных комплектов и возможностей использования системы АСБТ, а также тенденций в объеме перевозок различных видов РМ.

11. Необходимо совершенствовать систему аварийно-спасательной службы транспортных перевозок Госкорпорации "Росатом" с учетом обслуживание всех перевозок РМ в стране и форсировать завершение разработки, согласования и внедрения документов, определяющих общие положения функционирования этой системы, а именно: федеральный план аварийного реагирования при перевозках радиоактивных материалов и новую систему аварийных карточек. Необходимо проведение работы по гармонизации и возможно унификации требований по аварийной готовности на различных типах объектов использования атомной энергии и при транспортировании РМ.

12. Ожидая выход на рубеже 2009-2010 гг. федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами" Госкорпорации "Росатом":

  • оценить перспективы эволюции имеющихся пунктов хранения для задач инвентаризации и разработать программу её реализации, в том числе технические требования по преобразованию пунктов хранения;
  • разработать типовые технологии создания "Федеральных" и "Региональных" и "Локальных" объектов окончательной изоляции и способов их адаптации к конкретным горно-геологическим условиям на основе оценок допустимой вместимости объектов захоронения с учетом перспектив их размещения на площадках предприятий отрасли;
  • определить базовые стоимостные характеристики захоронения РАО различных категорий для обоснования тарифов на окончательную изоляцию;
  • подготовить технические предложения по переориентации объектов инфраструктуры обращения с РАО, сооружение которых предусмотрено ФЦП ЯРБ, на создание пунктов захоронения РАО;
  • разработать транспортно-технологические схемы доставки РАО к объектам окончательной изоляции и провести сертификацию контейнерного парка для транспортировки, временного хранения и окончательной изоляции РАО.

13. Учитывая исключительную важность кадровой поддержки работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, рекомендовать Госкорпорации "Росатом":

  • активно поддерживать инициативы по профессиональной ориентации молодежи;
  • повысить степень участия в формировании политики Минобрнауки России, отстаивая необходимость подготовки инженерных кадров по "ядерным специальностям";
  • разработать и внедрить эффективную систему стимулирования профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов "ядерных" специальностей;
  • способствовать совершенствованию материально-технической базы ВУЗов, готовящих специалистов для отрасли.

14. Провести в 2010 году V Международный ядерный форум "Безопасность ядерных технологий: стратегия и экономика безопасности".

Директор Департамента ядерной и
радиационной безопасности, организации
лицензионной и разрешительной деятельности
Госкорпорации "Росатом"                                                                                                                              А.М. Агапов