В мировом атомном сообществе продолжают обсуждать итоги тендера за право построить первую АЭС в Объединённых Арабских Эмиратах, сенсационную победу в котором одержал консорциум из Южной Кореи, предложивший проект APR-1400.
Если во Франции свой проигрыш на тендере предпочитают объяснять "повышенной безопасностью" реактора EPR, сделавшего его слишком дорогим для третьего мира, то за океаном более склоняются к мысли о том, что залогом успеха корейцев стала их способность строить блоки в срок.
Срыв графиков строительства - настоящий бич атомной отрасли наших дней. Соперничавшая с корейцами на эмиратском тендере группа AREVA затянула на несколько лет сооружение блока "Олкилуото-3". Напряжённая ситуация, чреватая многолетним отставанием, сложилась и на первом во Франции блоком с EPR "Фламанвилль-3".
Напротив, корейцы радуют глаз чётким соответствием графикам. Строго по плану проходит строительство блоков №№3-4 АЭС "Шин-Кори" (Shin-Kori), на которых также будут установлены реакторы APR-1400.
В пунктуальности атомщиков Южной Кореи эмиссары из ОАЭ имели возможность убедиться в ходе тендера лично. Для министерских чиновников и сотрудников эмиратской атомной компании ENEC были организованы поездки на Шин-Кори, где они могли своими глазами увидеть корейскую систему организации труда на атомных проектах.
Важное преимущество Южной Кореи заключается в том, что атомное ведомство этой страны установило давние и доверительные отношения с поставщиками. О степени доверия между атомщиками и машиностроителями можно судить по тому факту, что исполнение многих заказов начинается последними ещё до подписания контракта.
Южнокорейский проект APR-1400 был разработан на основе проекта PWR "System 80+", автором которого являлась компания "Combustion Engineering". В настоящее время, право собственности на "System 80+" принадлежит американскому "Вестингаузу". Американцы входят в состав победившего в ОАЭ консорциума, и "Вестингауз" может рассчитывать получить здесь заказы на сумму в сотни миллионов долларов.
Напомним, что участие в тендере, кроме южнокорейского консорциума, принимали коалиция французских фирм, включая AREVA и EdF, а также альянс "General Electric"/"Hitachi". С проигравшими сейчас ведутся переговоры о их возможном привлечении к поставкам топлива и подготовке персонала будущей АЭС.