В региональной прессе США бурно обсуждается покупка компанией "Progress Energy" турбогенератора с аварийного блока TMI-2 для последующей установки на АЭС "Широн Харрис" (Shearon Harris) с реактором PWR в штате Северная Каролина.
В компании отмечают, что турбогенератор выглядит "как новый". В какой-то степени, это неудивительно. На блоке TMI-2 он отработал всего лишь полгода, после чего его трудовой карьере положила конец крупнейшая в истории американской атомной энергетики авария 1979 года.
Предыдущим владельцем турбогенератора был германский "Сименс".
Пресс-служба "Progress Energy" подчёркивает, что купленное турбинное оборудование не загрязнено: "Техники в буквальном смысле слова отдраили каждый квадратный дюйм, проверили его на радиоактивность и не нашли ничего".
Выкуп турбогенератора с TMI-2 необходим, так как настала пора менять аналогичное оборудование на "Широн Харрис". Владельцы станции сочли, что приобрести готовый - пусть и немного б/у - турбогенератор получится быстрее, чем заказывать его производство на заводе.
Транспортировка генератора будет производиться по частям. На первом этапе в Северную Каролину поездом уедет 170-тонный ротор, а спустя несколько недель по морю за ним последует 500-тонный статор.
Официальный представитель комиссии по ядерному регулированию США в Атланте Роджер Ханна разъяснил журналистам, что его ведомство не занимается турбогенераторами как оборудованием, не связанным с ядерной частью станции.
"Вот если бы "Progress Energy" купила бы на TMI-2 парогенератор, тогда всё происходило бы по-другому", - уточнил Ханна.
Тем не менее, регуляторы в конечном итоге всё-таки будут вовлечены в процесс, добавил Ханна. Он напомнил, что "Progress Energy" заблаговременно уведомила комиссию о намерениях заменить турбинное оборудование на АЭС "Широн Харрис".
Турбогенератор займёт своё место на каролинской станции осенью этого года во время ППР, чья продолжительность будет увеличена специально для этой цели. Антиядерные активисты штата уже заявили, что будут с большим интересом следить за привезенным турбогенератором в ожидании "ошибок и сбоев в эксплуатации".