Неформальное объединение усилий Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне и Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве формально закреплено соглашением о сотрудничестве. Подписали этот документ в ЦЕРН сроком на пять лет директора этих международных научных организаций – академик РАН Алексей Сисакян и профессор Рольф Хойер.
Предыдущее соглашение действовало с 1992 года и предусматривало в основном участие ученых и специалистов Дубны в работах ЦЕРН. При этом руководством европейской научной организации неоднократно подчеркивался весомый и в ряде случаев определяющий вклад дубненских партнеров как в развитие ускорительных технологий, так и в проведение экспериментов по физике частиц. Сегодня ситуация изменилась. Современная физика становится все более мультидисциплинарной наукой, и часто именно на пересечении разных ее направлений следует ждать новых открытий.
По мнению советника-координатора ЦЕРН по внешним связям Тадеуша Куртыки, около двадцати последних лет сотрудничество развивалось в основном в одном направлении: Дубна принимала активное участие в проекте LHC, то есть в работах ЦЕРН.
«Теперь коллайдер построен, и, конечно, для нас по-прежнему важно участие ОИЯИ в новых исследования, – подчеркнул Куртыка. – Дубна имеет хорошую семилетнюю программу научного развития, которая включает проекты создания новых установок. И в связи с этой программой мы рассматриваем, на каких участках, в каких направлениях можем быть для вас полезны».
Соглашение предусматривает, в частности, участие ученых и специалистов ОИЯИ в экспериментах на Большом адронном коллайдере (LHC) и других ускорителях ЦЕРН, в исследованиях в области физики и техники ускорителей, включая церновский проект CLIC – компактный линейный коллайдер электронов и ILC – Международный линейный коллайдер, партнерство в развитии детекторов для будущих ускорителей, в совершенствовании вычислительной среды GRID.
Ученые и специалисты ЦЕРН примут участие в разработках, связанных с модернизацией нуклотрона ОИЯИ и работе над проектом NICA/MPD. Этот новый проект ОИЯИ предусматривает создание сверхпроводящего ускорительного комплекса тяжелых ионов на встречных пучках. Физики Дубны и еще ряда российских институтов – ИЯИ РАН, ГНЦ ИФВЭ, ИЯФ имени Г.И.Будкера, НИИЯФ МГУ, ИТЭФ и других – планируют использовать для поиска смешанной фазы ядерной материи.
Незадолго до подписания соглашения ОИЯИ–ЦЕРН участники совещания Комитета Россия–ЦЕРН обсудили первые итоги и ближайшие задачи запуска LHC. «Пять на пять» – это традиционно проходящие два раза в год встречи руководителей экспериментов на LHC, руководства ЦЕРН и представителей российских государственных структур. Комментируя итоги совещания, академик-секретарь отделения общей физики РАН Виктор Матвеев отметил:
«Участвуя в совещаниях «пять на пять», я могу сказать, что Минобрнауки, которое представляет интересы российской науки в ЦЕРН, с пониманием отнеслось к этой проблеме: оно выразило заинтересованность России в долгосрочных отношениях с ЦЕРН. Руководители федерального научного ведомства России выразили заинтересованность в участии и совместной реализации новых перспективных научных программ».
Но научная программа ЦЕРН, хотя и ориентирована на физику частиц самых высоких энергий, какие только могут быть достижимы в лабораторных условиях, все же только этим не ограничивается.
«Несмотря на то что главная задача ЦЕРН – начало экспериментов на LHC, там очень озабочены будущим – и далеким, и близким, – подчеркивает Виктор Матвеев. – Там понимают, что, на каком бы переднем фронте ни была программа LHC, она не полностью удовлетворяет все сообщество физиков. И в каком-то смысле эта программа науку, ее развитие обеднила. Поэтому сейчас в ЦЕРН проходят широкие обсуждения других программ, которые дополняют программу LHC. Скажем, программа исследования нейтрино. Обсуждаются возможные продвижения на этом направлении. ЦЕРН стремится к тому, чтобы не обеднить весь спектр физических проблем, сведя их, собственно, только к LHC, который занимает не один десяток лет».
По мнению академика Матвеева, это ставит проблемы и в России, потому что на фоне такого быстрого развития науки, в частности на основе международных проектов, нам нужно думать о смене и обновлении и нашей экспериментальной базы, без чего очень трудно готовить дома молодых ученых. Это чрезвычайно важно. И приятно видеть, что Дубна свой путь определила и пытается по нему двигаться, но этот вопрос стоит перед всеми крупнейшими центрами России.