Россия и США сделали шаг к безъядерному миру - президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама в четверг подписали в Праге новый договор по стратегическим наступательным вооружениям. Этого события все ждали с декабря 2009 года, когда закончился срок действия предыдущего соглашения - Договора СНВ-1, заключенного еще в 1991 году, однако подготовка нового договора затянулась.
Документ, носящий длинное название - Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений - предусматривает масштабные сокращения СНВ. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть по сравнению с Московским договором 2002 года по ограничению стратегических наступательных потенциалов и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.
Документ, состоящий из почти 160 страниц, предусматривает связь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями, запрещает размещение стратегических наступательных вооружений на территории третьих стран, а взаимосвязь ПРО и СНВ, на чем настаивали российские переговорщики, нашла отражение в преамбуле документа.
Москва и Вашингтон считают, что соглашение отвечает современным реалиям, делает отношения между двумя странами более стабильными и предсказуемыми, а все его положения сформированы строго на паритетной основе.
Мировые лидеры приветствовала договоренности России и США как веху на пути к миру, свободному от ядерного оружия, и надеясь, что это сделает мир более безопасным.
Теперь на первый план выходят задачи предотвращения ядерного терроризма и нераспространения ядерного оружия.
ДОЛГИЙ ПУТЬ К РАЗОРУЖЕНИЮ
Договор готовился почти год - решение о его разработке Медведев и Обама приняли в ходе первой встречи в апреле прошлого года в Лондоне. Главные разногласия касались связи СНВ и противоракетной обороны, создание которой Штатами вызывает озабоченность российской стороны, передачи телеметрических данных о пусках ракет, инспекций по контролю за производством, хранением и уничтожением ядерного оружия.
В итоге документ юридически закрепляет взаимосвязь СНВ и противоракетной обороны, не препятствуя США развивать ПРО, но позволяя России при определенных условиях выйти из договора. Передача телеметрических данных - информации, вырабатываемой на борту ракеты в ходе ее полета для последующего анализа - ограничена пятью пусками ракет в календарный год, а верификационный механизм станет проще, надежнее и дешевле по сравнению с ДСНВ.
Вопрос об инспекциях был одним из сложнейших - по Договору СНВ-1 инспекторы могли находиться на определенном в документе одном из заводов по производству межбаллистических ядерных ракет. Советские, а затем российские инспекторы осуществляли контроль за производством ракет в Магне (штат Юта, США), но с 2001 году производство ракет там было свернуто вместе с миссией российского контроля. Американские же инспекторы находились на Воткинском машиностроительном заводе, который производит "Тополь-М" и "Булаву" два десятка лет и покинули завод только 4 декабря 2009 года в связи с окончанием действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Поэтому Россия настаивала на том, чтобы зафиксировать в новом договоре положения об отсутствии инспекций на заводах по производству ракет в обеих странах.
Россия и США обязались также "не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой стороны" и "не применять меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля".
Американская сторона согласилась обсуждать отличительные признаки противоракет от баллистических ракет, а также пусковые установки противоракет от пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, что позволит исключить возможность обхода договора.
Предполагалось, что Москва и Вашингтон успеют подписать новый документ до истечения срока действия договора СНВ-1 5 декабря 2009 года, но переговоры затянулись, и только 26 марта 2010 года президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама по телефону договорились подписать новый договор СНВ в Праге 8 апреля.
РАТИФИКАЦИЮ ОБЕЩАЮТ СДЕЛАТЬ СИНХРОННОЙ
Медведев и Обама после подписания договора пообещали синхронно внести документ в парламенты на ратификацию синхронно, без задержки, чтобы обеспечить его скорейшее исполнение.
В России документ должны одобрить Государственная Дма, Совет Федерации, а затем - подписать президент. Ратификация международных соглашений в Соединенных Штатах - прерогатива Сената.
По словам главы комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, российские и американские сенаторы 20-21 апреля проведут консультации по ратификации договора.
Сенатор рассчитывает, что российский парламент вскоре приступит к ратификации документа.
Однако, по мнению главы международного комитета Госдумы Константина Косачева, договор по СНВ вряд ли будет ратифицирован Госдумой в весеннюю сессию. Скорее всего, это удастся сделать в осеннюю. "Мой прогноз: мы этот документ вряд ли пройдем в весеннюю сессию, скорее всего (это будет сделано) - в осеннюю", - сказал он.
Думские фракции пока намерены внимательно изучить документ и только после этого окончательно определить свою позицию.
Официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс сообщил в четверг, что президент Обама надеется на ратификацию документа Сенатом нового договора по СНВ до конца года.
Обама же намерен расширить консультации с Сенатом по ратификации нового договора по СНВ.
Глава международного комитета сената США Джон Керри ранее призвал республиканцев забыть о разногласиях во имя общей цели и не препятствовать ратификации договора с Россией по СНВ. Сенатор-демократ назвал ратификацию договора вопросом государственной важности и заявил, что Америка не может упускать такую возможность одновременно "перезагрузить" наши отношения с Россией и сохранить роль мирового лидера в сфере ядерного нераспространения.
ДОГОВОР РЕШАЕТ НЕ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ
Между тем Договор по СНВ решает не все проблемы.
В частности, действие документа не распространяется на тактическое ядерное оружие, которое США разместили на территории ряда европейских государств, в том числе Германии, Италии, Бельгии.
Помимо этого, США до сих пор не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), подписанный еще 14 лет назад. Правда, президент Барак Обама, представляя несколько дней назад ядерную доктрину, обещал, что США не будут проводить ядерные испытания и добиваться ратификации ДВЗЯИ всеми странами мира.
Хотя Россия и США обладают крупнейшим арсеналом ядерного оружия, "ядерный клуб" включает и другие государства и постоянно расширяется. Поэтому вместо противостояния двух держав главной угрозой для мира становится распространение ОМУ и возможность попадания ядерного оружия в руки террористов.