Иран способен обогащать уран до любого уровня, но не нуждается в этом, заявил вице-президент Исламской Республики, глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи.
"Мы уже можем сами обогащать уран до уровня 20%. И у нас уже 4 килограмма такого урана. А нужно нам 1,5 килограмма каждый месяц", - сказал он в интервью газете "Время новостей".
Отвечая на вопрос, способен ли Иран обогащать уран до уровня выше 20% , Салехи заявил: "Конечно же в состоянии. Мы можем обогащать уран до любого уровня. Мы просто не нуждаемся в этом. А технологически вполне можем".
Международное сообщество требует от Ирана прекратить обогащение урана, опасаясь, что Тегеран стремится достичь уровня, необходимого для создания ядерной бомбы. Уран, обогащенный до 20%, не может использоваться в ядерном боезаряде, однако и этот уровень вызывает обеспокоенность в мире. СБ ООН в предыдущие годы уже принял несколько резолюций и наложил на Тегеран санкции, требуя отказаться от обогащения урана. Не исключено, что в скором времени появится новая санкционная резолюция СБ.
"Иногда принимаемые против нас меры были жестче, иногда слабее. Тем не менее, такие ограничения неприятны. И сейчас нам хотелось бы, чтобы члены Совета Безопасности ООН проявили благоразумие, не допустили бы новых санкций. Ведь санкции создадут проблемы не только для иранского народа, но и в конце концов для самих этих стран. Это обоюдоострый меч", - говорит Салехи.
Он вновь заверил, что Иран не стремится к созданию ядерной бомбы.
"Наш духовный лидер аятолла Али Хаменеи объявил, что создание такой бомбы незаконно и противоречит исламу. Ядерная бомба - это харам (запретное). Это касается и ее использования, и хранения. Если наш духовный лидер так говорит, то неужели вы думаете, что мы будем нарушать его предписания?" - сказал Салехи.
Говоря о предложении международного сообщества Ирану дообогащать уран за рубежом, вице-президент заявил, что Тегеран от него не отказывался, но ему нужны гарантии.
"Проблема лишь в гарантиях. Нам предложили отдать сразу тысячу килограммов нашего низкообогащенного урана, со степенью обогащения 3,5%. А затем дожидаться, пока весь этот объем урана будет обогащен до уровня 20%. Такой уровень необходим для работы исследовательского реактора и производства медицинских изотопов, используемых для лечения. Предположим, мы отдали весь этот наш уран. Но где гарантии, что потом нам отдадут обещанное? Почему не отдать нам сразу те 100 килограммов высокообогащенного урана, что получается из тонны низкообогащенного? Почему нам надо ждать год, как они предлагают?" - говорит Салехи.
Он заявил, что уже 31 год 50 тонн иранского урана находится во Франции. "Так пусть французы нам его отдадут! Или вот американцы. Еще в годы революции мы им заплатили 2 миллиона долларов, чтобы купить топливо для того же Тегеранского реактора. И что в результате? Они нам ни топливо не отправили, ни 2 миллиона долларов не вернули", - сетует Салехи.