Украинско-российские проекты в атомной отрасли, о которых Москва и Киев договорились недавно, оказались под угрозой срыва. Пока что под вопросом находится достройка российским ЗАО «Атомстройэкспорт» третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС). В минувшую субботу в украинской прессе появилось сообщение о том, что Государственный комитет ядерного регулирования Украины считает этот проект небезопасным. Примечательно, что эта информационная волна совпала с официальным сообщением о визите в Киев в первых числах июля госсекретаря США Хиллари Клинтон.
Эксперты считают, что американские интересы в сфере атомной энергетики в Украине станут одним из важных пунктов предстоящих переговоров: США стремятся ограничить рост влияния РФ на стратегическую отрасль Украины.
Американский конкурент у российской корпорации «ТВЭЛ» появился при президенте Викторе Ющенко, который санкционировал тестовое использование топлива компании Westinghouse на Южно-Украинской АЭС. Испытательный период, по официальной информации, завершился успешно, и американцы подписали с правительством Юлии Тимошенко контракт на поставки до 2015 года топлива минимум на три атомных реактора украинских АЭС. Прежняя власть видела в сотрудничестве с Westinghouse в первую очередь возможность снизить экономическую зависимость от России.
Однако источники, близкие к украинской национальной компании «Энергоатом», утверждают, что договоренности с американцами были перечеркнуты в начале июня, когда Киев заключил с ОАО «ТВЭЛ» долгосрочный контракт на поставку свежего ядерного топлива. Условия контракта, начиная от объемов и заканчивая ценой, по взаимному обязательству сторон не разглашаются. Однако источник «НГ» утверждает, что россияне вернули себе монопольное положение на украинском рынке ценой скидки на топливо в 1 млрд. долл., а также рядом дополнительных предложений.
В частности, российская сторона подтвердила готовность финансировать проект достройки двух энергоблоков ХАЭС, техническое соглашение о котором было подписано еще в апреле. Общая стоимость проекта, по словам специалистов, оценивается в 5–7 млрд. долл., из которых около 2 млрд. долл. к настоящему времени перечислены в Украину, отмечают информированные источники. Впрочем, этот факт не комментируют официальные ведомства ни в Москве, ни в Киеве. Один из чиновников в Киеве допустил, что кредитование является частью гораздо большего проекта по слиянию мощностей атомной энергетики Украины и РФ.
О том, что такие переговоры ведутся, сообщил ранее премьер-министр РФ Владимир Путин. Однако украинская власть, судя по всему, прохладно относится к перспективе межгосударственного холдинга в сфере атомной энергетики, как и в газовой отрасли. «У нас разные весовые категории: Украина добывает уран и цирконий и в виде полуфабрикатов отправляет сырье в РФ, а в России находятся технологии и мощности по производству топлива. В конце концов у них 32 блока на 10 АЭС, у нас – 15 блоков на четырех станциях. Слияние в таких условиях означало бы поглощение российской отраслью украинской. Российскую сторону интересуют две вещи: уникальные по объему запасы украинской руды и контроль над ведущими предприятиями вроде «Турбоатома», – пояснил один из чиновников.
Руководитель энергетических программ Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин считает, что объединение невозможно в силу юридических преград: «Законодательство в Украине и еще в большей степени в России категорически запрещает допуск иностранцев к стратегическим объектам, к которым относится и вся атомная энергетика». Кроме того, эксперт отметил отсутствие подобной мировой практики и опыта межгосударственного слияния стратегических отраслей, деятельность которых связана с национальной безопасностью и государственной тайной.
Между тем украинские эксперты допускают точечное сближение. Например, в вопросе строительства завода по фабрикации ядерного топлива. Хотя формально в Украине объявлен тендер по выбору партнера для строительства такого завода, однако отраслевые чиновники и эксперты сходятся во мнении, что российский участник имеет больше шансов выиграть, нежели американский. Объяснения сводятся к тому, что россияне готовы демпинговать, чтобы закрепить монопольное положение на украинском рынке и в дальнейшем использовать территорию Украины для экспорта электроэнергии в страны ЕС.
Поскольку вторая часть вопроса предполагает строительство новых линий электропередачи и системы трансформаторов на западной границе Украины, российская сторона увязывает этот проект со стабильностью, долгосрочностью и безальтернативностью сотрудничества, что предполагает отказ Киева от услуг американских компаний. Для Украины выгода состоит в возможности реализовать на западных рынках избыток электроэнергии: без финансового участия третьих стран Киев не может создать необходимую инфраструктуру.
На этом фоне состоится визит в Украину госсекретаря США Хиллари Клинтон. О том, что вопрос атомной энергетики будет обсуждаться в контексте стратегии энергобезопасности Украины, заявил на днях посол США Джон Теффт. В ходе общения с журналистами и экспертами в Институте мировой политики в Киеве он подчеркнул, что Вашингтон по-прежнему заинтересован в Украине. Касаясь темы атомной энергетики, посол сказал, что в Украине есть представитель Westinghouse, который постоянно контактирует с правительством. Теффт подтвердил, что американская компания «готова строить завод, который будет производить топливные сборки». «Я надеюсь, Westinghouse сделает презентацию правительству. И правительство увидит выгоды этого предложения…» – отметил посол.
Хотя еще в начале месяца украинские СМИ сообщали о том, что россияне вытеснили американцев с рынка украинской атомной энергетики, ситуация остается неопределенной. Подтверждением тому стал новый скандал вокруг достройки двух блоков Хмельницкой АЭС. Если ранее только экологические организации Украины заявляли об опасности проекта, то теперь к ним могут присоединиться государственные ведомства. В выходные дни Госкомитет ядерного регулирования Украины не комментировал публикации в СМИ. Однако один из отраслевых чиновников подтвердил «НГ», что опасения существуют: «Во-первых, достраивать энергоблоки собираются на развалинах – ведь строительство было заморожено еще при СССР. Во-вторых, вызывает опасения сам тип реактора, выбранный на основе тендера, – ВВЭР-1000 (В-392Б). Это очень большой эксперимент, в мире таких реакторов еще нет. В-третьих, куда нам спешить? Украина и так располагает избыточными мощностями в производстве атомной энергии. Может, следует еще раз все изучить, чтобы не создать второй Чернобыль?»
Тем временем украинская оппозиция потребовала от власти немедленно передать в Верховную Раду тексты всех украинско-российских соглашений в сфере атомной энергетики. Эксперты считают, что депутаты опасаются не экономических, а политических рисков, которые могут быть заложены в документах. Политолог Михаил Погребинский уверен, что атомная отрасль Украины, как и газовая, стали инструментами большой политики. В таком контексте он предполагает воспринимать начатое Ющенко сотрудничество с американской корпорацией, а также ориентацию Януковича на восстановление производственных связей с Россией.