Как стало известно «Къ», в конце прошлой недели, 28 июля 2010 года, МИД РК направил в МИД Японии ноту о том, что все необходимые внутригосударственные процедуры для вступления в силу Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии завершены. Таким образом, Япония опередила Россию и Францию, соглашения с которыми еще не ратифицированы, а Казахстан получил возможность выйти из статуса «сырьевого придатка».
Как сообщили «Къ» в пресс-службе «Казатомпрома», соответствующее постановление правительства было принято 15 июля 2010 года.
Процесс заключения и ратификации соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии РК и Японии занял годы. Напомним, что «Меморандум о продвижении сотрудничества в области мирного использования атомной энергии» был подписан Нурсултаном Назарбаевым и тогдашним премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми еще в августе 2006 года, в ходе официального визита последнего в Казахстан, а само соглашение – только 2 марта 2010 года в Токио.
Завершение процедуры ратификации выводит ядерную отрасль Казахстана на принципиально новый уровень с принципиально новыми возможностями. «Первой ласточкой» стала сертификация японской Nuclear Fuel Industries Ltd. (NFI) порошка диоксида урана, произведенного АО «Ульбинский металлургический завод» (УМЗ) (дочернее предприятие АО «НАК «Казатомпром») для японских атомных электростанций. После этого между Ульбинским металлургическим заводом и японской NFI был подписан документ, который конкретизирует условия реализации соглашений в области производства компонентов ядерного топлива для японского рынка. В частности, по сведениям «Къ», таблетки из порошка будут производиться в Казахстане. Напомним, что сроки поставки первой партии продукции напрямую связывались с окончанием процесса ратификации межправительственного соглашения между Японией и Казахстаном о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Таким образом, уже в этом году Казахстан напрямую выходит на поставки топлива для японских атомных станций. С учетом того, что в последние годы единственное казахстанское предприятие по производству таблеток УМЗ испытывало явный недостаток заказов (традиционный заказчик в лице РФ планомерно снижает объемы), значимость события трудно переоценить.
Теперь, когда качество казахстанского сырья подтверждено японским сертификатом, должна быстрее пойти работа с французской Areva по производству тепловыделяющих сборок (ТВЭЛ). На данный момент создано СП по маркетингу, которое занимается разработкой ТЭО.
До этого Казахстан поставлял в Японию, впрочем, как и в другие страны дальнего зарубежья, только природный уран, обеспечивая примерно 14% потребностей страны (по данным 2008 года). В 2009 году наша страна вышла на первое место в мире по добыче урана. По информации Мининдустрии и новых технологий РК, в этом году республика планирует увеличить добычу еще на 4 тыс. тонн и выйти на показатель в 18 тыс. тонн. Однако вопрос о том, стоит ли и дальше наращивать темпы добычи, остается открытым. По данным директора Департамента атомной энергетики и промышленности МИНТ РК Мажита Шарипова, при интенсивной добыче данного полезного ископаемого Казахстан в течение последующих 70-80 лет может полностью исчерпать ресурсы урана в стране. Как заявил глава департамента, «с учетом того, что атомная энергетика — энергетика будущего, к этому вопросу нужно подходить очень осторожно».