Тезисы выступления Ю.А. Липатова:
«Ситуация в энергетике и ЖКХ в последние годы характеризуется кратким словом "реформа". Реформы в этих отраслях призваны повысить эффективность энергетики, дать простор использования новых передовых технологий, обеспечить массовую инновацию новейших технических достижений отечественной и мировой энергетики.
Реформа в электроэнергетике, начавшаяся принятием пакета законов в конце 2003 года в настоящее время, можно сказать состоялась. Осуществлен переход от государственного регулирования в тарифообразовании к образованию оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности, приватизации и определению масштабных инвестиционных программ в тепловой генерации и единой национальной энергетической системе, сетевых компаниях, утверждению и реализации долгосрочной программы развития в атомной энергетике, началу реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Не все и не всегда в реализации реформы проходит по запланированному сценарию, что обусловлено, в первую очередь, интеграцией российской экономики в мировую систему хозяйства, наследием многих лет недофинансирования в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, но реформа уверенно движется к завершению, все в большей мере показывая свои преимущества, в том числе в области внедрения современных высоких технологий.
Вторым аспектом реформы стал принятый в конце прошлого года Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" № 261-ФЗ. Принятие этого закона можно назвать вторым направлением энергетической реформы. Закон содержит целый ряд механизмов повышения энергоэффективности практически всех сфер экономики и управления страны. Реализация этих механизмов распределена по временным периодам. Первый этап, проходящий в настоящее время (2010-2011 гг.) можно охарактеризовать организацией всеобщего приборного учета расхода энергооресурсов как в ЖКХ, в промышленности, строительстве, определение норм и классов энергетической эффективности товаров, зданий и сооружений. Только на основании полученных по результатам этого этапа данным можно будет на следующем этапе, с начала 2012 года развернуть в массовом масштабе механизмы энергетических обследований и энергетических паспортов, создания государственной информационной системы энергетической эффективности и энергосбережения. На основании энергетических обследований планируется проведение масштабных мероприятий по модернизации и повышению энергоэффективности. Механизмами энергетической модернизации должны стать энергосервисные контракты и программы в области энергосбережения, как региональные и муниципальные, так и отдельных организаций и учреждений.
Представляется, что закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении" дает широкий простор для последующего нормотворчества в области повышения использования энергоресурсов, развития намеченных в нем направлений по расширению использования возобновляемых источников энергии, вторичных и местных энергетических источников, альтернативных видов моторного топлива, транспортных средств, зданий и товаров наивысшей энергетической эффективности.
Третье важнейшее направление реформы определяется принятым в июле этого года Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Закон содержит механизмы стимулирования модернизации и технического перевооружения этой важнейшей составляющей ЖКХ. Это составление и ежегодная актуализация схем теплоснабжения, определение радиуса эффективного теплоснабжения источников тепловой энергии, новых долгосрочных механизмов инвестирования в теплоснабжении, обеспечения обязательств по подключению новых потребителей к тепловым сетям. В законе сведены воедино нормы законодательства в области теплоснабжения, урегулированы неопределенные ранее положения о эксплуатации бесхозных тепловых сетей, о выводе объектов генерации тепловой энергии из эксплуатации, об определении ответственности за бездоговорное потребление тепловой энергии.
Есть между этими основными направлениями и нерешенные на сегодняшний день. К их числу принадлежит, например, нормативное регулирование создания когенерации в теплоснабжении, разработка нормативной базы использования возобновляемых и традиционных источников энергии и альтернативных видов моторного топлива, повышения энергоэффективности и снижения потерь при передаче энергетических ресурсов».