11 октября 2010

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов провел круглый стол "Основные направления модернизации энергетики и ЖКХ" в рамках Пятого Национального Конгресса "Приоритеты российской экономики. Модернизация промышленности России"

Тезисы выступления Ю.А. Липатова:

«Ситуация в энергетике и ЖКХ в последние годы характеризуется кратким словом "реформа". Реформы в этих отраслях призваны повысить эффективность энергетики, дать простор использования новых передовых технологий, обеспечить массовую инновацию новейших технических достижений отечественной и мировой энергетики.

Реформа в электроэнергетике, начавшаяся принятием пакета законов в конце 2003 года в настоящее время, можно сказать состоялась. Осуществлен переход от государственного регулирования в тарифообразовании к образованию оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности, приватизации и определению масштабных инвестиционных программ в тепловой генерации и единой национальной энергетической системе, сетевых компаниях, утверждению и реализации долгосрочной программы развития в атомной энергетике, началу реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.

Не все и не всегда в реализации реформы проходит по запланированному сценарию, что обусловлено, в первую очередь, интеграцией российской экономики в мировую систему хозяйства, наследием многих лет недофинансирования в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, но реформа уверенно движется к завершению, все в большей мере показывая свои преимущества, в том числе в области внедрения современных высоких технологий.

Вторым аспектом реформы стал принятый в конце прошлого года Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" № 261-ФЗ. Принятие этого закона можно назвать вторым направлением энергетической реформы. Закон содержит целый ряд механизмов повышения энергоэффективности практически всех сфер экономики и управления страны. Реализация этих механизмов распределена по временным периодам. Первый этап, проходящий в настоящее время (2010-2011 гг.) можно охарактеризовать организацией всеобщего приборного учета расхода энергооресурсов как в ЖКХ, в промышленности, строительстве, определение норм и классов энергетической эффективности товаров, зданий и сооружений. Только на основании полученных по результатам этого этапа данным можно будет на следующем этапе, с начала 2012 года развернуть в массовом масштабе механизмы энергетических обследований и энергетических паспортов, создания государственной информационной системы энергетической эффективности и энергосбережения. На основании энергетических обследований планируется проведение масштабных мероприятий по модернизации и повышению энергоэффективности. Механизмами энергетической модернизации должны стать энергосервисные контракты и программы в области энергосбережения, как региональные и муниципальные, так и отдельных организаций и учреждений.

Представляется, что закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении" дает широкий простор для последующего нормотворчества в области повышения использования энергоресурсов, развития намеченных в нем направлений по расширению использования возобновляемых источников энергии, вторичных и местных энергетических источников, альтернативных видов моторного топлива, транспортных средств, зданий и товаров наивысшей энергетической эффективности.

Третье важнейшее направление реформы определяется принятым в июле этого года Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Закон содержит механизмы стимулирования модернизации и технического перевооружения этой важнейшей составляющей ЖКХ. Это составление и ежегодная актуализация схем теплоснабжения, определение радиуса эффективного теплоснабжения источников тепловой энергии, новых долгосрочных механизмов инвестирования в теплоснабжении, обеспечения обязательств по подключению новых потребителей к тепловым сетям. В законе сведены воедино нормы законодательства в области теплоснабжения, урегулированы неопределенные ранее положения о эксплуатации бесхозных тепловых сетей, о выводе объектов генерации тепловой энергии из эксплуатации, об определении ответственности за бездоговорное потребление тепловой энергии.
Есть между этими основными направлениями и нерешенные на сегодняшний день. К их числу принадлежит, например, нормативное регулирование создания когенерации в теплоснабжении, разработка нормативной базы использования возобновляемых и традиционных источников энергии и альтернативных видов моторного топлива, повышения энергоэффективности и снижения потерь при передаче энергетических ресурсов».

На пленарном заседании и на отраслевых круглых столах Конгресса обсуждались основные направления и конкретные механизмы модернизации промышленности России. В работе круглого стола "Основные направления модернизации энергетики и ЖКХ" приняли участие: директор Департамента по вопросам ЖКХ Минрегионразвития Ирина Булгакова, заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Олег Токарев, депутат ГДРФ Галина Хованская, старший вице-президент ЗАО «КЭС» Марат Баширов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский электротехнический институт им. В.И. Ленина» Юрий Тельтевский, начальник Управления стратегического развития экономики Администрации города Бийска, Зинаида Тихонова, заместитель директора ОАО «НИИТФА» Александр Кацай и др.