«Повышение надежности, управление технологическими рисками в топливно-энергетическом комплексе продолжает оставаться одной из первоочередных задач энергетики»,- считает Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Александрович Липатов. Для этого, по словам Липатова, есть ряд причин, к которым относятся переход от всеобщего государственного регулирования к рыночным механизмам в электроэнергетике, технический прогресс и усложнение процессов управления сложными энергетическими системами, в частности, переход к автоматизированным системам управления технологическими процессами и системам автоматизированного проектирования, несоответствие устаревшей нормативной базы современному уровню проектных разработок в области строительства, усложнению и увеличению масштабов управляемых систем и автоматизации систем управления.
В октябре 2008 года в Государственную Думу были внесены четыре технических регламента в области электроэнергетики: «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности высоковольтного оборудования», «О безопасности электроустановок» и «О безопасности электрических станций и сетей». Вместе с внесенными позднее техническими регламентами "О безопасности внутридомового газового оборудования" указанные проекты федеральных законов, после их принятия, должны составить основу технического регулирования энергетики и, отчасти, топливно-энергетического комплекса.
«Однако прохождение этих регламентов с самого начала было нелегким, что обусловлено как сложностью предмета технического регулирования. так и неопределенностью позиции Правительства Российской Федерации и законодателей относительно принятия технических регламентов в целом», - заявил Ю.Липатов. – «С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» страна вступила в затяжной период перехода от системы обязательных государственных стандартов к системе технических регламентов, который «О техническом регулировании» приняты считанные единицы технических регламентов».
В прошлом году Федеральный закон «О техническом регулировании» был дополнен положением о том, что технические регламенты могут разрабатываться и приниматься уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое упрощение процедуры принятия, однако не привело к существенному ускорению процесса. Ситуация с принятием технических регламентов осложняется также необходимостью унификации требований отечественных технических регламентов с международными требованиями, в частности с европейскими директивами. В настоящее время это требование дополнилось необходимостью унификации российских технических регламентов с нормативными актами, действующими в странах таможенного союза - Белоруссии и Казахстане, а также координации дальнейших разработок технических регламентов в наших странах.
Ю.Липатов отметил и концептуальную сложность разработки и принятия окончательных текстов технических регламентов для сложных экономических и производственных систем: «Сам закон «О техническом регулировании» и понятие технического регламента в большой степени ориентированы к применению для товаров массового производства и спроса. Принципиально иная ситуация с объектами технического регулирования высокой степени сложности и индивидуальным проектированием и строительством. Высоковольтное оборудование, электроустановки, электрические станции и системы подлежат индивидуальной регистрации и учету в органах технического надзора. Требования к монтажу, эксплуатации, ремонту, своевременному выводу из эксплуатации и продлению срока эксплуатации таких объектов не менее важны, чем требования к проектированию, изготовлению и обращению перед продажей».«В соответствии с этим три регламента «О безопасности высоковольтного оборудования», «О безопасности электрических станций и сетей» и «О безопасности электроустановок» все еще находятся на рассмотрении. Два первых подготовлены к рассмотрению во втором чтении и направлены в Правительство на отзыв (то есть фактически готовы), третий находится на стадии подготовки ко второму чтению и Комитет Государственной Думы по энергетике для его подготовки ожидает реакции Правительства на первые два», - заявил Ю.Липатов.
«Правильное решение вопросов технического регулирования таких сложных объектов, какими являются энергетические системы, возможно при конструктивном взаимодействии Государственной Думы и Правительства, федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Ростехнадзора, которым предстоит реализовывать положения принимаемых технических регламентов», - считает он.
Пример успешного взаимодействия, по словам Ю. Липатова, «является принятый в конце весенней сессии этого года технический регламент "О безопасности зданий и сооружений". Ряд положений этого Федерального закона регулируют также безопасность зданий электростанций и линий электропередачи. Внесенный позднее проект технического регламента "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций" отражает важность отдельного Федерального закона, регулирующего требования к безопасности таких сооружений. Это обусловлено как опытом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, так и международным опытом аварий на гидросооружениях. Необходимо отметить. что российские гидростанции уникальны по объемам водохранилищ, размерам плотин и, соответственно, по последствиям возможных нарушений требований безопасности».
«Система технических регламентов в области энергетики и ТЭК, находящаяся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по энергетике относится к числу первоочередных законов, с ними идет непрерывная работа, надеюсь, в ближайшее время удастся урегулировать все вопросы по их прохождению. Разрабатываемая при их доработке концепция технического регулирования сложных объектов промышленности и экономики на стадии эксплуатации должна будет использоваться в работе с последующими техническими регламентами. Безотносительно, будут ли они приниматься в виде Федеральных законов, или нормативных актов другого уровня», - подытожил Ю.Липатов.