22 ноября 2010г Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов провел «Круглый» стол на тему: «Перспективы формирования долгосрочных тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию (мощность) для конечного потребителя»
Тезисы выступления Ю.А. Липатова:
«После реализации основных положений реформы электроэнергетики в отрасли совершен переход к рыночным отношениям, в частности в части перехода от тарифного регулирования к установлению рыночных цены на электроэнергию на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности. Вместе с тем в конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся: стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка); стоимость услуг сетевых организаций; тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности); цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.
Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Новым механизмом регулирования является установление долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (RAB-регулирование), определенное Федеральным законом № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности о и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию капиталу.
Главным параметром метода RAB, определяющим доход компании и регулируемый тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ), рассчитываемая как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» - инвестированный капитал до перехода на систему регулирования по методу RAB, «новый» — после.
Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается нормативно.
С 1 января 2009 года в «пилотном» режиме методику RAB начали применять первые 8 компаний, в 2010 году на эту методику перешла ФСК, с 2011 г. по этому методу будут рассчитываться тарифы большинства распределительных сетевых компаний. Этот переход определяет существенный рост сетевых тарифов в первый год действия метода. Кроме этого в связи с запуском на оптовом рынке энергии и мощности (ОРЭМ) долгосрочного рынка мощности (ДРМ) планируется рост цен на мощность на оптовом рынке примерно на 6%. И, наконец переход на розничном рынке элетроэнергии к свободной торговле (сектор свободной торговли) возможен рост свободных цен до 24%.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что цена на электрическую энергию для промышленных предприятий будет расти гораздо быстрее, чем прогнозируемый индекс инфляции. Это внесет весомый вклад в общий рост цен в 2011 году.
Перечисленные выше параметры роста цен и тарифов в 2011 году во многом обусловлены изначальным предположением, лежащим в основе разработки законодательных и нормативных актов по реформе электроэнергетики, о том, что государственное регулирование отрасли должно быть направлено на стимулирование роста производства электроэнергии и мощности.
Согласно прогнозу экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и 2012-2013 гг., подготовленному Минэкономразвития стоимость электроэнергии в России для промышленных потребителей возрастет с 5,2 евро в 2010 г. до 7,6 евро в 2013 г. за 100 кВт час. В результате российские цены на электроэнергию существенно приблизятся к стоимости электроэнергии в Германии и странах Евросоюза (отставание сократится с 1,7-1,8 раз в 2010 г. до 1,2-1,3 раза в 2013 г., при том, что разрыв между ценами на потребляемый газ остается существенно выше -в 2013 г. он составит 3,2 раза) и превысят стоимость электроэнергии в США уже в 2010 году (где стоимость газа в 2 раза выше). Такая ситуация, по оценке этого документа, существенно сократит конкурентные преимущества Российских производителей. Таким образом рост тарифов, направленный на рост производства электрической энергии и мощности, влечет сокращение производства, и, как следствие, сокращение спроса на электроэнергию и мощность.
Другим фактором, который делает модель линейного роста неприемлемой для прогнозирования развития энергетики, является степень интеграции экономики Российской Федерации в мировой экономический рынок. В случае кризисных явлений в мировой экономике Российская Федерация не сможет, как ранее Советский Союз, сохранить независимые тенденции развития, ее экономика будет испытывать в той или иной мере спад. Это наглядно продемонстрировал мировой кризис 2008-2009 гг.
Наконец необходимо констатировать, что основным содержанием Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении…" является энергосбережение и повышение энергетической эффективности, то есть не увеличение или сокращение потребления и производства электроэнергии и других энергоресурсов.
Таким образом нормативная и законодательная база государственного регулирования в электроэнергетике и ТЭК в целом должна предполагать механизмы корректировки и установления тарифов и цен при сокращении производства и потребления электроэнергии и отсутствии необходимости дальнейших инвестиций (что, в частности, не предусматривает метод RAB).
Принятый в июле 2010 года Федеральный закон № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает введение долгосрочных тарифов на тепловую энергию и мощность, аналогичных применяемым в электроэнергетике.
Первоначальный существенный рост тарифов, присущий методу RAB, в оплате услуг по передаче электрической энергии не привел к существенному росту конечной цены для потребителей из-за ограниченности величины сетевой составляющей в конечной цене. Так рост тарифа ФСТ около 50% в 2010 году привел к росту конечной цены для потребителя в 2-3%.
В области теплоснабжения рост тарифов при переходе к долговременным тарифам окажется существенно более болезненным
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 году по тому же прогнозу Минэкономразвития в среднем по России составит 12-14%, в 2012 году 10-12%, в 2013 году 10-11 процентов (без перехода к RAB-методу). В этом случае, по прогнозу Минэкономразвития, и без учета возможного перехода на RAB регулирование, доля оплаты услуг ЖКХ в общих расходах населения с 8% в 2009 году возрастет до 9.5% в 2012 году.
Таким образом, при введении долгосрочных тарифов в теплоснабжении должна быть разработана, с учетом ошибок и опыта нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования в электроэнергетике, существенно более совершенная нормативная база».