24 марта 2011г. Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов провел круглый стол на тему: «Основные направления повышения энергетической эффективности региональных энергетических систем путем внедрения объектов распределенной энергетики, в т.ч. функционирующих в режиме комбинированной выработки тепла и электрической энергии».
«Реформа электроэнергетики кардинально изменила положение в отрасли. Период, когда от отрасли получали дешевую электроэнергию все сферы экономики, не вкладывая ни рубля в развитие и простую амортизацию основных фондов закончился. Электроэнергетика стала высокорентабельной отраслью экономики, в которую вкладывают значительные средства отечественные и иностранные инвесторы. Начинают реализовываться государственные планы развития и технического перевооружения отрасли, в первую очередь скорректированная с учетом кризисных явлений последних лет Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года», заявил в своем выступлении на «круглом столе» Председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов.
Кроме безусловных преимуществ, по словам Ю. Липатова, проявляются и недостатки, среди которых «рост тарифов сетевых компаний на услуги по передаче электрической энергии и мощности, а также платежи за перерасход и недоиспользование заявленной мощности, стимулирующие промышленных производителей на развитие собственной малой распределенной генерации и отказ от покупки электроэнергии и мощности на энергетическом рынке».
Этот процесс, по мнению Ю.Липатова, «первое проявление механизма сдерживания роста цен и тарифов на рынках электроэнергии и мощности, наблюдающегося в последние годы. Но создание собственной генерации, начиная с изыскания инвестиций, получения разрешения на строительство, получения лимитов на газ, и заканчивая технологическом присоединением, является далеко не простым и естественным решением для бизнеса. В связи с этим не стоит опасаться. что в ближайшее время вся экономика перейдет на автономное обеспечение электроэнергией. оставив без работы электрические холдинги».
Большим и мало используемым в российских условиях потенциалом обладает развитие использования возобновляемых и вторичных источников электрической энергии, местных топливных ресурсов. В российских условиях это, в первую очередь, использование торфа и отходов деревообрабатывающей промышленности, а также потенциала малой гидроэнергетики. В Российской Федерации в настоящее время имеется около сорока тысяч гидротехнических сооружений четвертого класса (высота плотины менее 10 м), на которых могут быть установлены гидрогенераторы малой и средней мощности.
Комитет Государственной Думы по энергетике на протяжении двух созывов проводит постоянную планомерную работу по нормативному обеспечению развития малой и альтернативной энергетики: определены основные положения законодательной и нормативной базы, оказывающие отрицательное влияние на развитие малой и распределенной энергетики, а также альтернативной энергетики и использования возобновляемых и вторичных источников энергии.
Для малой энергетики это, в первую очередь, по мнению Ю.Липатова, высокая плата за технологическое присоединение. Для энергетики на возобновляемых и вторичных источниках энергии - отсутствие в законодательстве нормы об обязательности приема электроэнергии от указанных источников, имеющееся в европейском законодательстве, отсутствие нормативного обеспечения льгот для развития этого сектора электроэнергетики, в первую очередь предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике" субсидии по оплате технологического присоединения.
Развитию когенерации электрической энергии на основе источников тепловой энергии препятствует принципиальное различие законодательства об электроэнергетике и о теплоснабжении: электроэнергетика является рыночным сектором экономики, теплоснабжение регулируемая государством отрасль. В определяемых государственными органами субъектов Российской Федерации тарифах на тепловую энергию нет и не может быть инвестиционной составляющей для строительства объектов генерации электрической энергии.
«Один из возможных механизмов инвестирования создания объектов когенерации - механизм государственно-частного партнерства энергетических компаний, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и банковского капитала», считает Ю.Липатов. Вторым механизмом поиска инвестиций для развития малой энергетики являются определенные Федеральным законом № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Закон не определяет перечень мероприятий таких программ. Это могут быть как мероприятия в области ЖКХ, так и мероприятия и механизмы, стимулирующие развитие энергетики, повышения эффективности использования энергоресурсов в экономике в целом.
«Комитет по энергетике считает путь наполнения программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности мероприятиями по развитию малых источников генерации, локальных энергетических систем, повышению эффективности использования энергоносителей во всех сферах экономики правильным. Комитет планирует создание рабочей группы по разработке предложений по развитию положений Федерального закона № 261-ФЗ в части распространения основных его положений на все отрасли энергетики и экономику страны в целом», - резюмировал Ю.Липатов.