За две недели российские таможенники выявили 47 радиоактивных иномарок, прибывших во Владивостокский морской торговый порт из Японии.
Как сообщает Lenta.Ru, решить дальнейшую судьбу этих автомобилей должны таможенная служба и Роспотребнадзор.
Таможенники ссылаются на отсутствие у них необходимых полномочий для отправки машин обратно в Японию или выдачи их «в свободное обращение». В случае, если государственные органы не решат, что делать с радиоактивными автомобилями, то в порту не останется места для их хранения.
Между тем, в порт продолжают приходить радиоактивные грузы из Япони.
Напомним, 11 апреля в порт Владивостока на борту теплохода Asian Ace прибыли 20 подержанных автомобилей из Японии, которые показали превышение уровня радиации.
«На теплоходе прибыло 20 машин. Все они являются источниками бета-излучения. Кроме того, рядом с девятью из них более чем в два раза превышен фон по гамма-излучению, а восемь иномарок дают восьмикратное превышение допустимого уровня бета-загрязнения», – сообщила пресс-служба Роспотребнадзора в Приморском крае.
По данным Роспотребнадзора, автомобили находятся в зоне таможенного контроля на специально отведенной площадке.
5 апреля в порту Владивостока были изъяты грузы, чей радиоактивный фон превышал норму в 3-6 раз. Запчасти и автомобили также были доставлены из Японии.
Между тем, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко считает, что задержанные в порту Владивостока японские автомобили с превышенным радиационным фоном не опасны.
«Они (машины) стоят на штрафной стоянке, — пояснил Онищенко. — Как правило, даже не требуется никакой дезактивации, поскольку через некоторое время они теряют свою радиоактивность и все».
По словам руководителя Роспотребнадзора, в дальнейшем автомашины могут быть реализованы. «Там очень низкие уровни (радиации), — отметил Онищенко, — скорее всего, это было во время, видимо, каких-то выпадений осадков, то ли на территории Японии, то ли еще где-то». «Уровни незначимые и не представляющие никакой опасности», — подчеркнул он. Такие автомобили просто отставляют на стоянку, а поскольку это короткоживущие радионуклиды, то со временем их фон ослабевает, разъяснил специалист.
Руководитель ведомства напомнил, что управления Роспотребнадзора были готовы к таким моментам. «Когда мы готовились, мы выделили штрафные санитарные площадки, машины на них отстаиваются», сказал он. «Конечно, можно было бы их обработать, но мы даже на это не идем, поскольку необходимости нет», считает Онищенко. «Тут обычная текущая ситуация, не представляющая ни для кого интереса, кроме самих практиков», отметил он.