В своем выступлении «Реализация основных положений Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении"» Ю.Липатов отметил:
«Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности в области теплоснабжения относятся к числу важнейших государственных приоритетов России.
В наступающем десятилетии предстоит реализовать Программу широкой экономической и социальной модернизации России, важнейшей и составной частью которой является энергосбережение и повышение энергетической эффективности, ставшая важной частью политической повестки дня.
Принятый в 2009 г. ФЗ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" должен стать одним из важнейших для развития отечественной экономики. Закон содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Поскольку одним из основных направлений регулирования Федерального закона "Об энергосбережении…" является ЖКХ, то его концепция и ряд основных положений были реализованы принятым в июле 2010 года Федеральным законом "О теплоснабжении" № 190-ФЗ, в нем сформулированы основные положения реформы теплоснабжения, которые должны сделать отрасль инвеcтиционно-привлекательной, обеспечить безопасное гарантированное теплоснабжение. Реформа теплоснабжения, которая определена принятым законом, должна стать основой для последующего масштабного жилищного строительства.
Особую актуальность принятию закона "О теплоснабжении" придало прекращение действия с 1 января 2011 года Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и необходимость сохранения законодательной базы регулирования тарифов в теплоснабжении.
В законе определен исчерпывающий список тарифов и платежей в области теплоснабжения. Из этого списка исключены инвестиционные надбавки - основной источник бесконтрольного роста тарифов в сфере ЖКХ. По-новому формируются источники финансирования инвестиционных программ организаций теплоснабжения. Эти изменения должны остановить или уменьшить рост тарифов на теплоснабжение, сделать, за счет введения долгосрочных тарифов, рост таких тарифов предсказуемым.
Сегодня стоит вопрос полноценной реализации норм этих двух законов путем создания адекватной системы подзаконных актов: к сожалению, 2010 год прошел в борьбе федеральных органов исполнительной власти за то, кто и какой нормативный акт должен подготовить.
Рассматриваемые законы, уважаемые представители исполнительных органов власти должны были разработать уже с прошлого года. Подзаконные акты к закону "О теплоснабжении" должны были быть приняты в началу отопительного сезона 2010 года (в течение четырех месяцев после принятия закона), Еще раньше - подзаконные акты, обеспечивающие 251 Федеральный закон. В настоящее время требуется скорейшая разработка нормативных актов, конкретизирующих положения 261 Федерального закона, из которых важнейшими для сферы ЖКХ являются: Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов; Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; Требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; Перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено принятие 26 нормативных актов, ответственность за выпуск которых на сегодняшний день распределена между Минрегионом, Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральной службой по тарифам, из которых наиболее важными являются: Основы ценообразования в сфере теплоснабжения; Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения;
Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала; Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями;
Порядок установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; Порядок согласования решений и порядок рассмотрения разногласий при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; Правила согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения; Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон; Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей; Правила организации теплоснабжения и правила подключения к системам теплоснабжения»; Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии; Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Таким образом, в результате работы Федерального собрания на сегодняшний день в целом сформирована необходимая законодательная база в области энергосбережения и теплоснабжения. Законодатели прошли свою половину пути, сегодня слово за исполнительными органами власти. Созданием нормативной базы не кончается, а начинается работа по реализации положений закона.
Сегодняшнее мероприятие наглядное этому подтверждение. Обсуждаемая сегодня Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" - это реальное наполнение бюджетными деньгами сформулированных в законе правильных принципов.
Депутаты Комитета Государственной Думы по энергетике в оставшиеся месяцы ее работы будут продолжать работу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сегодня это работа по накоплению и обобщению передового опыта по реализации программ и мероприятий в области энергосбережения. На местах за эту работу должны организовать и возглавить руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Государственной Думе такую работу проводит организованный по инициативе партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Координационный совет Президиума Генерального Совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение поставленной задачи Координационный совет осуществляет путём поддержки отдельных «пилотных» энергоэффективных проектов, реализованных или находящихся в стадии реализации в муниципальных образованиях, с доведением их до уровня типовых и дальнейшим тиражированием. В настоящее время формируется реестр «пилотных» проектов. Сформированные в типовом формате и окончательно рекомендованные Координационным советом для внедрения «пилотные» проекты предлагаются муниципальным образованиям и регионам для использования, в том числе в составе региональных и муниципальных программ энергосбережения. Всего предлагается отработать до 200 типовых проектов, охватывающих основные направления энергосбережения».
В заключении своего выступления хотелось бы отдельно подчеркнуть, что обеспечить энергоэффективность и энергосбережение российской экономики - эта наша общая задача: и Федерального собрания РФ и Правительства РФ и региональных, местных органов законодательной и исполнительной власти. Для практической реализации намеченных целей необходимо включить все возможные административные рычаги, активизировать информационную политику, создать механизмы, устраняющие препоны продвижения передовых современных технологий – цель создание конкурентно способной Российской экономики. Энергетика – локомотив, обеспечивающий поступательное движение всех отраслей экономики в заданном направлении.
Время на подготовку решений практически исчерпано».