В своем выступлении Ю.А.Липатов отметил:
«Мировой финансовый кризис и дальнейшие события сильно изменили наше представление о многих вечных принципах, явлениях, ценностях. Стало ясно, что в динамичном, постоянно меняющемся мире нет места догмам. Современный уровень развития общественно-экономических отношений, технологий, состояние окружающей среды требуют новаций, иного уровня интеллекта при развитии управленческих технологий и экономико-правового обеспечения. Основой будущего станут новаторские идеи, революционные принципы.
Озвученные Президентом Российской Федерации стратегические ориентиры развития страны по созданию умной экономики формируют требования и вызовы к электроэнергетике, как технологической платформе новой экономики. Сегодня мы имеем внутренние и внешние вызовы к электроэнергетическому комплексу.
Внутренний вызов - необходимость выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей системообразующей роли в экономике при переходе на инновационный путь развития. Внешний - необходимость преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, с надежным обеспечением энергетическим сектором страны требуемого вклада в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности, усиление позиций России в мировой экономической системе.
Сегодня есть четкое понимание требований экономики России к электроэнергетическому комплексу страны — обеспечение активного участия потребителей на рынках электроэнергии, равно как и обеспечение «цифрового» качества энергии для потребностей экономики, предупреждение системных сбоев и противодействие внешним воздействиям. В электроэнергетику должны быть вовлечены все виды генерации и аккумулирования энергии, а потребитель и поставщик должны получить новые продукты, услуги, рынки, связанные с электроэнергетикой. При этом необходимо выделить стратегическую цель электроэнергетического комплекса в целом – обеспечение и повышение надежности, качества, экономичности и безопасности.
Основой движения к этой стратегической цели и строительства инфраструктурных объектов электроэнергетики является Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года. Основные показатели развития отрасли до 2030 года, исходя из просчитанного среднегодового объем прироста электропотребления - 2,2%. Для удовлетворения спроса на электроэнергию планируется к 2030 году ввести 173 ГВт новых генерирующих мощностей, в том числе: АЭС - 43,4 ГВт; ГЭС - 11,8 ГВт; ТЭС - 112,1 ГВт; ВИЭ - 6,1 ГВт. Суммарная протяженность электрических сетей 330 кВ и выше к 2030 году должна составить 108 тыс. км, трансформаторная мощность - 330 тыс. МВА. Планируется провести модернизацию электроэнергетической отрасли путем вывода из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования: общий объем демонтажа к 2030 году составит 67,7 ГВт , в том числе 51,2 ГВт - ТЭС и 16,5 ГВт - АЭС; модернизация электросетевого комплекса позволит снизить потери в сетях к 2030 году до 8% (2010г. - 12%).
Для реализации Генеральной схемы общая потребность в капиталовложениях на развитие электроэнергетики оценивается в 20 трлн. рублей, в том числе капиталовложения в сетевое хозяйство - 10,2 трлн. рублей, в генерацию - 9,8 трлн. рублей.
Проблемы развития и функционирования электросетевого комплекса России - высокая степень износа и применение устаревших видов электротехнического оборудования. В советский период приоритет отдавался строительству новой генерации, а сети финансировались по остаточному принципу. Поэтому сегодняшнее состояние электросетевого комплекса России совершенно не отвечает предъявляемым требованиям. Решение этой проблемы возможно при качественно новом, инновационном подходе к развитию существующей энергосистемы — созданию качественно новой электроэнергетической системы, которая будет удовлетворять сегодняшним и будущим потребностям экономики, создаст прочный фундамент для ее дальнейшего развития. Результатом этих преобразований – должно стать создание "умной сети", которая призвана решить существующие проблемы отрасли, повысить эффективность её работы и способствовать повышению конкурентоспособности экономики России на основе новых инновационных решений и технологий.
Отмечая переход энергетических компаний на РАБ регулирование, определяющее новое условие к долгосрочному развитию и преобразованиям сети – будет являться привлекательным для вложения инвестиций. Формируется также комплекс новых требований к развитию энергетики с обязательными требованиями по обеспечению надежности и качества энергоснабжения потребителей.
Такая комплексная модернизация и инновационное развитие всех субъектов электроэнергетики на огромном пространстве страны, планируется только в России. В зарубежных компаниях в большей степени решаются проблемы на уровне распределительных сетей (например, создание Smart grid, умных городов). В России же, безусловно, для получения максимального эффекта от проводимых масштабных преобразований, необходима интеллектуализация всех субъектов электроэнергетики. Создание умной сети потребует поддержки государства, фундаментальной и прикладной науки, проектных институтов и промышленности. Интеллектуализация электроэнергетического комплекса и достижение максимального комплексного эффекта в развитии экономики возможно только при совместном усилии всех субъектов электроэнергетической отрасли.
Крайне важно, что бы технологические преобразования и новые технические решения были совершенны не только с технологической точки зрения, но и закрепляли, так сказать, в «металле» новые принципы общественно-экономических отношений, складывающихся в отрасли. Ведь на практике множество современных проблем и разногласий возникает из за того, что построенные десятилетия назад инфраструктурные объекты отрасли, были созданы на основе научных представлений, технологических возможностей и экономико-правовых интерпретаций, актуальных для того времени.
Интеллект технологических систем нового поколения должен позволять адаптировать технологическое управление энергетической системы к новым условиям хозяйствования, экономическим и правовым принципам, фиксирующим общественные и государственные потребности и интересы.
Безусловно, мы не придадим необходимого импульса инновационному развитию в отрасли без глубинного переосмысления основ построения отраслевой нормативной правовой базы.
Электроэнергетика получила впервые свой федеральный закон только в 2003 году в результате законодательного обеспечения реформы электроэнергетики, зафиксировав организационные и экономические принципы ее функционирования и развития.
Законодательство об электроэнергетике постоянно совершенствуется, а Государственная Дума уделяет большое внимание вопросам развития и работы отрасли. В частности, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о внесении изменений в закон об электроэнергетики, в которым нашли свое отражение и вопросы законодательного обеспечения развития сетевого комплекса. Планируется рассмотрение и принятие этого законопроекта во втором и третьем чтениях в период весенней сессии Государственной Думы.
Работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы отрасли будет продолжена и в будущем, и в рамках этой работы безусловно заслуживает особого внимания инициатива Федеральной сетевой компании по созданию Сетевого кодекса - документа, призванного урегулировать сложные, многоплановые отношения, возникающие при распределении электроэнергии. В настоящее время проект концепции Сетевого кодекса находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по энергетике.
Все накопившиеся и неразрешенные десятилетиями проблемы развития электросетевого комплекса требуют своего скорейшего разрешения, так как именно организации сетевого комплекса призваны, по сути своей, обеспечить бесперебойную надежную доставку товара от производителя до потребителя, несмотря на природные, экономические и политические катаклизмы».