На атомной подводной лодке «Гепард» проекта 971 во время ремонтных работ тушили воспламенение. Инцидент произошел в Мурманской области еще в прошлую субботу, 14 января, однако известно о нем стало почти через неделю – в четверг. Судоремонтный завод № 10 в Александровске отрицает факт ЧП. Военные признали инцидент, но сообщили, что ущерба он не нанес.
На 10-м судоремонтном заводе в Александровске 14 января произошло возгорание спиртовых паров во время технической обработки механизмов четвертого отсека атомной подлодки «Гепард», пишет в четверг газета «Коммерсант».
По данным издания, потушить огонь удалось лишь благодаря противопожарной системе ЛОХ (лодочная объемная химзащита), работающей на фреоне.
«Инцидент случился в четвертом отсеке, когда рабочие проводили обработку и чистку обратимого преобразователя. Освещение проводилось при помощи переносной лампы. По случайности один из рабочих выронил ее из рук, она разбилась. Это привело к объемному воспламенению паров спирта, вследствие чего сработала система пожаротушения», – утверждает источник газеты.
При этом издание утверждает, что военное следственное управление по Северному флоту провело проверку по факту возгорания и пришло к выводу, что в нем виноват гражданский специалист. Поэтому дальнейшее расследование обстоятельств пожара должны вести сотрудники Следственного комитета по Мурманской области.
Несмотря на применение ЛОХ, при пожаре никто не погиб. Напомним, самое известное срабатывание этой системы произошло осенью 2008 года на подлодке «Нерпа». В результате погибли 20 человек. Люди задохнулись в отсеках, которые были автоматически загерметизированы. Запущенный в помещения фреон поглотил весь кислород. ЧП случилось во время испытаний подлодки в море.
По данным «Комсомольской правды», на 10-м судоремонтном заводе в городе Александровске в четверг сведения о возгорании на «Гепарде» опровергали.
Впрочем, в Военном следственном комитете по Северному флоту газете ВЗГЛЯД отрицать ЧП не стали, однако оперативно предоставить данные о причиненном ущербе не смогли.
Ситуацию прояснил начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Андрей Бобрун, который сообщил «Интерфаксу», что огонь ущерба АПЛ «Гепард» не причинил.
«Ущерба нет, данный случай не классифицируется как пожар», – заявил Бобрун, пояснив, что на борту подлодки произошел «факт воспламенения», а система ЛОХ была включена согласно инструкции, так как она реагирует даже на незначительное изменение температуры в отсеке.
Напомним, возгорание на «Гепарде» стало вторым серьезным инцидентом на российских подводных лодках за последний месяц. 29 декабря 2011 года на судоремонтном заводе № 82 в поселке Росляково в 7 км от Мурманска произошло возгорание атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург».
ЧП случилось во время проведения огневых работ на корабле. Сначала загорелись деревянные строительные леса вокруг лодки, потом огонь перекинулся на ее легкий внешний корпус. Внутрь субмарины огонь не попал.
СМИ сообщали, что ущерб от пожара составил около 1 млрд рублей, некоторые издания даже высказывали предположение, что атомный крейсер будет списан и выведен из состава ВМФ России. Однако все эти данные опроверг вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, назвав их «сведениями бабы Клавдии Дмитриевны, склонной к преувеличениям».
По словам Рогозина, «Екатеринбург» после модернизации и мероприятий по продлению срока службы вернется в строй в 2014 году.
Подлодка «Гепард» проекта 971 («Щука-Б») принадлежит третьему поколению отечественных атомных субмарин. Она вооружена крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. По данным отечественных экспертов, подлодки «Щука-Б» превосходят по уровню скрытности АПЛ США третьего поколения «Лос-Анджелес». Основное назначение атомоходов проекта 971 – борьба с подлодками и надводными кораблями противника.