Премьер-министр РФ Владимир Путин дал высокую оценку роли, которую сыграли американские ученые-ядерщики в разработке атомной бомбы в СССР и ликвидации монополии США на самое разрушительное оружие в истории человечества.
На встрече в среду с командирами бригад и дивизий российской армии глава правительства заговорил о необходимости сохранения стратегического баланса в мире и поставил в пример участников "Манхэттенского проекта" (кодовое название ядерной программы США), которые еще в 1940 годах это поняли и сознательно, как считает Путин, пошли на сотрудничество с Советским Союзом.
"Вы знаете, что в свое время, когда у Штатов уже было ядерное оружие, а Советский Союз только его строил, то значительную часть информации мы получали по линии советской внешней разведки. Информацию таскали не в микропленках - чемоданами, в прямом смысле этого слова. Чемоданами!", - рассказал премьер.
Продолжая экскурс в историю, он напомнил эпизод, когда советские ученые столкнулись с серьезными трудностями в расчетах и обратились за помощью к шведскому ядерщику Нильсу Бору, который работал на американцев, и тот им помог.
"Когда наши ученые не могли посчитать, направили к нему на одну из международных конференций молодого малоизвестного специалиста. Тот ему прямо сказал: "Вы знаете, мы считаем-считаем, у нас не получается". Он взял и прям посчитал, помог", - рассказал Путин.
Он выразил уверенность в том, что представители мировой интеллектуальной элиты, задействованные американцами в работе над ядерной бомбой, сознательно шли на сотрудничество с Советским Союзом.
"Это был цвет мировой науки в Америке собран, и у меня лично создалось впечатление, что они сознательно отдавали нам информацию по атомной бомбе... Они сознательно это сделали, потому что было применение атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки, и ученые интеллектуальной элиты человечества того времени понимали, к чему может привести одностороннее обладание таким оружием", - пояснил премьер.
При этом Путин не сомневается, что советским ученым во главе с Игорем Курчатовым было по плечу самостоятельно разработать атомное оружие. "Просто подольше бы продолжалась эта работа и подороже бы стоила", - сказал премьер.