На Дальнем Востоке показатели ни разу не превысили и половины предельно допустимых значений. Тем не менее, японская катастрофа заставила серьезно усилить техническую базу.
Переносные дозиметры, детекторы, средства для определения химического загрязнения - все это оборудование собрано в единый комплекс на базе автомобиля "Газель". Такая передвижная лаборатория на колесах способна работать в любых, самых сложных условиях.
Большая часть техники поступила в распоряжение спасателей после аварии на АЭС "Фукусима". Тогда же на всей территории Дальнего Востока были созданы дополнительные посты наблюдения. Их стало 630, вместо 140.
На март и апрель 2011 года пришелся пик обращений населения: люди опасались за свое здоровье. Сотрудники хабаровского МЧС измеряли уровень радиации ежедневно в различных точках города и в районах. До сих пор мониторинг продолжается.
"Первые полгода все 630 постов стали проводить измерения ежечасно, потом мы снизили - каждые 2 часа, потом - каждые 6 часов. И в декабре прошлого года вернулись к повседневной деятельности: опять стали раз в сутки",
- рассказал заместитель начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России Игорь Демчишин.
Сейчас все дозиметры показывают фоновые значения не выше 16-20 микрорентген в час. Радиационный фон во всех регионах Дальнего Востока в норме. Тем не менее, в каждом районе в постоянной готовности находятся специальные бункеры.
Убежище в одном из районов Хабаровска находится под землей на глубине около 5 метров. Здесь есть все необходимое, чтобы переждать катастрофу: запасы воды, электрогенераторы, система кондиционирования воздуха. В полностью автономном режиме здесь можно прожить 3 дня.
В убежище одновременно может расположиться около 300 человек. Все системы и резервуары подключены к городским коммуникациям. В специальных емкостях более 8 тонн воды. Стальные двери герметично закрыты и смогут защитить от радиации или отравления.
Но все же пребывание в убежище - это крайний сценарий. Все потенциально опасные объекты в Хабаровском крае под усиленным наблюдением. А ситуация в Японии сейчас стабилизировалась. Но, несмотря на это, в морских и аэропортах специалисты продолжают контролировать товары, приходящие из Страны восходящего солнца.