В следующем году в Иране начнется строительство второй атомной электростанции. Ее мощность – 1000 мегаватт. Об этом сообщил глава Организации по атомной энергии Ирана. Эксперты отмечают, что еще несколько лет назад Тегеран в ответ на давление со стороны международного сообщества объявил, что будут введены в строй 20 АЭС. Начата ли в действительности подготовка к сооружению 2-й очереди Бушера или заявление чиновника носит пропагандистский характер, пока не известно.
Иран планирует начать строить новую атомную электростанцию в Бушере в следующем году, заявил глава Организации по атомной энергии Фаридун Аббаси-Давани. Разработка планов находится на ранней стадии. Чиновник имел в виду иранский календарный год, который длится с марта 2013 по март 2014 года, передало агентство AFP.
Нынешнюю АЭС в Бушере начали строить инженеры ФРГ в 70-х годах, до того как произошла Исламская революция. Работу продолжила Россия. Она обеспечивает функционирование станции и поставляет топливо.
У Ирана также есть исследовательский реактор в Тегеране. Он производит изотопы для пациентов, больных раком и другими недугами.
Новая АЭС позволит увеличить производство электроэнергии. Однако комментаторы на Западе подчеркивают, что сообщение о второй очереди было сделано сразу после того, как в Багдаде состоялись переговоры между представителями Ирана и «шестерки» международных посредников (включая Россию) об иранской ядерной программе.
Эти переговоры почти потерпели неудачу из-за расхождений между Тегераном и другими участниками. Но, в конце концов, стороны согласились провести новый раунд в Москве 18–19 июня.
В беседе с «НГ» представитель российской государственной корпорации «Росатом» отметил, что «никаких переговоров с иранской стороной о второй очереди АЭС в Бушере не ведется».
Рядом с работающей станцией есть корпуса двух энергоблоков, построенных в свое время при участии немцев. По этим сооружениям был нанесен удар ракетой. Пока не ясно, собирается ли иранская сторона достраивать эти энергоблоки или создавать новую АЭС.
Сооружение первой очереди станции в Бушере протекало трудно, оно, по существу, не имело прецедентов в мировой практике. Ведь заказчик потребовал интегрировать большое количество поставленного германскими фирмами оборудования в строящийся объект.
Нина Мамедова, заведующая сектором Ирана в Институте востоковедения РАН, отметила в беседе с «НГ», что еще несколько лет назад «Иран заявил о намерении построить 20 атомных электростанций. И что для них ему необходимо топливо».
Это заявление было сделано после того, как иранский меджлис (парламент) отказался утвердить достигнутую при предыдущем президенте договоренность с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о том, что ее представители могут без согласования с иранской стороной осуществлять инспекцию иранских ядерных объектов.
Теперь речь – о второй очереди Бушера. Но для этого нужно подготовить документы, нужно найти деньги. Об этом ничего не известно. Не исключено, что заявление иранского чиновника призвано повлиять на предстоящие переговоры с шестью странами, заключила эксперт.
Возможно, дело именно так и обстоит. Ведь в заявлении Аббаси-Давани, помимо сенсационного сообщения о второй АЭС, содержится еще один важный тезис. Иран не прекратит обогащать уран до уровня 20%.
«Для нас нет никакого резона отступать от производства 20-процентного урана, поскольку мы нуждаемся в нем для наших нужд», – сказал он.
Это замечание еще больше осложнит предстоящие переговоры, предсказывает New York Times. Если переговоры окончатся провалом, то западные страны ужесточат санкции против иранского экспорта и финансовых операций уже 1 июля. Эти санкции включат установление эмбарго на все закупки иранской нефти в Европе