Балтийская АЭС строится на территории, окруженной 10 странами. Согласно Конвенции Эспоо, вступившей в силу в 1997 году, оценка воздействия на окружающую среду потенциально опасных проектов должна проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, которые могут быть затронуты воздействием этих объектов. Россия, подписавшая Конвенцию еще в 1991 году, документ официально не ратифицировала, но приняла на себя добровольные обязательства условия Конвенции Эспоо соблюдать. Исходя из этого, странам Балтийского региона была представлена необходимая документация по проекту строительства атомной станции. Девять из десяти государств в окружении будущей АЭС, по результатам проведенных с российской стороной консультаций, проект строительства согласовали. А что же с последним, десятым соседом?
Легко догадаться, что единственное государство, заявившее о недовольстве планами России по строительству атомной станции в Калининградской области – Литва. Упреки в адрес Балтийской АЭС выглядят довольно противоречиво: с одной стороны Литва упорно жалуется на недостаток информации по вопросу и одновременно с этим, на недостаточную безопасность атомной станции. Притом, что другие государства-члены Конвенции Эспоо не высказали никакого недовольства по поводу количества и качества представленной информации. Возможно, Россия обделила Литву специально, по злому умыслу?
По сообщению БЕЛТА, Кирилл Комаров, курирующий в Росатоме вопросы развития международного бизнеса, еще в прошлом году лично передавал Генеральному Консулу Литвы в Санкт-Петербурге сотни страниц переведенной на литовской язык технической документации по проекту станции. Кроме того, российская сторона не однократно заявляла о своей готовности не только организовать посещение строящейся АЭС для литовских специалистов-атомщиков и журналистов, но и устроить общественные слушания, в том числе и в самой Литве. Однако литовские власти не высказывают желания воспользоваться предложением Росатома.
Такое положение дел вполне понятно: строящаяся Балтийская АЭС – прямой конкурент проекту Висагинской АЭС в Литве. Аналогичные претензии литовцы предъявляют и к другому участнику атомного рынка — Белорусской атомной станции, которая вслед за Балтийской АЭС должна появиться в регионе, и подрядчиком которой, также выступает Росатом. Сейчас в Белоруссии работает миссия МАГАТЭ по комплексной оценке национальной структуры ядерной энергетики. 14 экспертов из разных стран совместно с белорусскими специалистами оценят готовность республики к строительству атомной станции. К 30 июня 2012 года миссия МАГАТЭ даст свое заключение по вопросам ядерной безопасности, площадки для будущей АЭС, охране окружающей среды, аварийному планированию и обращению с радиоактивными отходами. С другой стороны, и у самих белорусов также имеется целый ряд вопросов по проекту строительства Висагинской АЭС в Литве, отвечать на которые литовская сторона желания пока не изъявляет.
Этот отнюдь не «любовный треугольник» осложняется еще и ситуацией внутри Литвы. В ходе проведенного недавно опроса, 65% литовцев высказываются против строительства новой АЭС у себя дома. При этом для 80% опрошенных, основной аргумент «против» — экономический. Ведь за участие в соревновании по освоению энергетического потенциала Балтийского региона, будут расплачиваться несколько поколений литовцев. Однако недавние попытки независимых экспертов определить конкурентоспособность проекта строительства атомной станции закончились провалом. Литовский сейм попросту вычеркнул это вопрос из повестки дня.
Сейчас из всех доступных общественности цифр известны только мощность АЭС (1300МВт), срок пуска (2020 год) и приблизительная стоимость проекта (5 млрд. евро). Однако руководство будущей атомной станции уверено – информация вполне исчерпывающая, а возможное проведение референдума по вопросу строительства АЭС в Литве — никому не нужная блажь.