Реактор с жидкометаллическим теплоносителем, извлеченный в 2011 году из реакторного отсека атомной подлодки в Гремихе, полностью готов к разборке и выгрузке кассет с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), рассказал РИА Новости руководитель проектного офиса комплексной утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома Анатолий Захарчев.
Атомная подводная лодка с заводским номером 900 проекта 705 ("Альфа") в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке. В 80-е годы АПЛ была подготовлена к затоплению, однако не была утилизирована и хранилась все это время в Сайде-Губе (Мурманская область). В Гремихе 13 июля 2011 года прошла уникальная операция по выгрузке реактора из блока этой АПЛ. В течение минувшего года специалисты "СевРАО" готовили реактор к разборке. Основная трудность заключалась в том, что перед аварией реактор лодки был полностью загружен топливом и его расход на момент аварии составлял не более 3%. Там использовался уран с обогащением более 90%, общий вес топлива составляет 170 килограммов.
"Из трехотсечного блока мы демонтировали реактор, установили его на стапель, выполнили установку нештатной системы разогрева и слили теплоноситель из реактора. Сейчас готовим инфраструктуру к его разборке и выгрузке кассет с ОЯТ. То есть первый этап пройден", - сообщил Захарчев.
Пять лет назад в проект по извлечению и переработке реактора с жидкометаллическим теплоносителем, который стоял на АПЛ проекта 705 (серийный номер 900), вообще никто не верил, подчеркнул Захарчев. Реактор был полностью подготовлен к затоплению, забетонирован, залит гудроном, а его полости были заполнены фурфуролом.
"Но мы все обдумали, наука нашла способ. Да, конечно, может и дороговато. Здесь нужно поблагодарить Комиссариат по атомной энергии Франции, потому что в 900-й проект они вложили 7 миллионов евро, и госкорпорация 136 миллионов рублей в этом году вложила в изготовление нестандартного оборудования, его монтаж и проверку. Из-за рубежа мы ничего не везем, оборудование только наше", - сказал Захарчев.
Как отметил он, для второго этапа работ по выгрузке ОЯТ из реактора нужно нестандартное оборудование, которое необходимо поставить в Гремиху, так как оно изготавливается в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
"Все это нужно в Гремиху довезти, а это не так просто. Потом смонтировать, потом провести межведомственные испытания и проверить работу оборудования на макетах, а потом только подступить к реальному топливу. И в этом году мы решим эту задачу. Должны разобрать реактор, его загрузить и перевезти на временное хранение на площадку "Росатомфлота" с последующей передачей на переработку", - рассказал он.
При этом в перевозке выгруженных кассет с ОЯТ не будет задействовано новое судно "Россита", построенное в Италии и переданное в прошлом году ФГУП "Росатомфлот".
"У "Росситы" немного другая функция, у нее нет поста перечехловки, который есть на "Серебрянке". "Россита" может размещать только готовые контейнеры и предназначена для их массового вывоза. Они будут изготавливаться в 151-м здании в Губе Андреева. Мы будем их накапливать, потом подойдет "Россита" и будет их забирать", - пояснил Захарчев.
Как полагает представитель "Росатома", транспортировка извлеченного топлива на Урал (ГХК "Маяк") состоится уже не в этом году, добавил он. Дело в том, что в этом реакторе уран-бериллиевое топливо, и специалисты "СевРАО" пока не знают, насколько "Маяк" готов с ним работать.
"Задача технологии переработки тоже решаемая, то есть опять-таки нужно немного времени, немного денег. Мы поедем туда с группой ученых и специалистов решать этот вопрос", - сказал Захарчев.
Что касается подъема затопленной в Карском море АПЛ К-27 с двумя реакторами на жидкометаллическом теплоносителе, то уже есть поручение правительства рассмотреть этот вопрос и дать свои предложения, напомнил Захарчев.
"Тема очень интересная и трудная. Раньше этим занималось Минприроды, теперь занимается госкорпорация "Росатом". На сегодняшний день мы всем заинтересованным организациям разослали письма с просьбой дать предложения - как с этой лодкой обращаться: как поднимать, когда поднимать и сколько это стоит", - сказал он.
В 2003 году, когда в Баренцевом море затонула атомная субмарина К-159 (во время буксировки к заводу "Нерпа" на утилизацию - прим. ред.), Росатом совместно с Великобританией уже рассчитывал примерную стоимость подъема лодки, добавил Захарчев.
"Тогда сумма составляла порядка 4 миллиардов рублей. Я думаю, что эта сумма сопоставима и с (подъемом) К-27. С ней, конечно, кот в мешке, загадка. Но мы уже в Гремихе знаем, как обращаться (с такими объектами). Конечно, дорого, но если стоит вопрос чистить Карское море, тем более что там есть объекты и кроме К-27. Поднять их - не проблема, но вот что делать с ними дальше... Там же есть реакторный отсек ледокола "Ленин", его тоже надо поднимать", - подчеркнул Захарчев.
АПЛ "К-27" проекта 645 вышла на ходовые испытания в 1963 году. Это была первая в Советском Союзе опытная подлодка с паропроизводящей установкой, в ядерных реакторах которой использовался жидкометаллический теплоноситель (сплав свинца и висмута). Однако уже в 1968 году в результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Девять членов экипажа во время аварии получили смертельные дозы радиоактивного облучения. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы. "К-27" была переведена в отстой на длительное хранение. В 1981 году реакторы лодки были загерметизированы, она была отбуксирована в Карское море и затоплена у Новой Земли.