Ровно 50 лет назад советская подлодка К-3 достигла Северного полюса. Как шутят теперь моряки – они чуть не погнули земную ось. А тогда было не до шуток. Вся операция проходила в условиях полной секретности. Соперничали с американцами.
«Корабль, весящий более 3 тысяч тонн, начал плавно спускаться к воде…» Редкие кадры кинохроники, предназначенные только для служебного пользования, – спуск на воду первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». Несмотря на сверхсекретность, посмотреть на это событие собрались все жители закрытого города Северодвинска. Все знали – субмарине предстоит важная миссия, но какая – никто даже представить себе не мог.
Над созданием первой атомной субмарины трудилась буквально вся страна. В общей сложности 350 предприятий и организаций принимали участие в строительстве «К-3». Правда, из-за секретности, никто не подозревал, для чего производят те или иные детали. В документах лодка значилась как «Кит». Так ее прозвали за свою необычную обтекаемую форму.
Лодка «Ленинский комсомол» для военно-морского флота была, как корабль «Восток» для космоса. Уже скоро станет известно, что она должна нырнуть под арктические льды и всплыть на Северном полюсе.
Радий Шмаков, главный конструктор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»:
«Задача была не пиаровская какая-то, а предотвратить посягательства на наше государство. И спроектирована, и намечена, что она пойдет на северный полюс».
У США в Арктике была четырехлетняя фора – раньше нас они построили свой «Наутилус». Наша лодка была способна уйти в автономный поход почти на два месяца при этом передвигаться в два раза быстрее американцев.
Подводный поход «на край земли» занял всего несколько дней, но был крайне тяжелым для экипажа. К этому времени лодка была порядком потрепана. На ней отрабатывались предельные режимы всех устройств. Текли парогенераторы, распространяя радиоактивный газ и первый экипаж корабля получил огромную дозу радиации.
Станислав Румянцев на всю жизнь запомнит, как они подошли к «макушке земли». Среди моряков тогда появилась шутка – лодка с размаху «чуть не погнула земную ось».
Шли вслепую и вглухую – ледяной панцирь отражал шумы собственных винтов. Но сложнее всего было найти место для всплытия в полынье между ледяными торосами.
Станислав Румянцев, капитан 2 ранга в отставке, участник первого похода на АПЛ «Ленинский комсомол»:
«Это же не автомобиль, там же ничего не видно. Вроде нашли полынью, стали всплывать – никак. Даже ударились о лед немножко».
В итоге, проломив лед корпусом, «Ленинский комсомол» всплыл недалеко от Северного полюса. Кому-то из экипажа, даже разрешили сойти с корабля и сфотографироваться. 17 июля 1962 года навсегда войдет в историю подводного покорения Арктики. Правда, героев этого легендарного похода быстро забудут. Не станет достоянием общей памяти и сама подводная лодка. Сейчас она стоит на вечном приколе в Мурманске. Но ветераны не теряют надежды, что когда-нибудь «Ленинский комсомол» все же превратится в музей.